Стюардессы...о Вас...
Мы в соц. сетях

Меню сайта

Статистика
» Наш экипаж:
Всего: 934
Новых за месяц: 6
Новых за неделю: 2
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 1
» Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 3
Проверенных: 31
Пассажиров: 898
» Из них
Мужчин: 725
Женщин: 209

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0



Форма входа


Главная » 2010 » Июль » 7 » Надежда Владимировна Курченко
01:44
Надежда Владимировна Курченко
 
 
Надежда Владимировна Курченко
(1950-1970)
советская бортпроводница, награждена орденом Красного знамени

В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись 'Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей'. Сегодня мы хотим рассказать о самом известном и в то же время самом загадочном случае захвата советского самолета.
 
УГОН НОМЕР ОДИН

В конце 'бархатного сезона' - 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и Краснодар вылетел самолет Ан-24. В нем находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали о том, что в ближайшие сутки им предстояло стать свидетелями и участниками драмы, связанной с первым удавшимся угоном советского воздушного судна.
Через несколько минут после взлета на высоте 800 метров двое пассажиров - отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: 'Нападение!' Преступники кинулись за ней. 'Никому не вставать! - заорал младший из угонщиков. - Иначе взорвем самолет!' В этот момент в салоне прозвучали выстрелы, один из которых оборвал жизнь 19-летней Надежды Курченко, у которой ровно через три месяца была назначена свадьба...
Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе - пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья. Позади летчиков стоял Бразинскас-старший и, потрясая гранатой, выкрикивал: 'Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!'
Пилот попытался обмануть террористов и посадить Ан-24 на военном аэродроме в Кобулети. Но угонщик еще раз предупредил, что взорвет машину (впоследствии выяснилось, что Бразинскас блефовал, поскольку граната была учебной). Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне. Самолет сделал круг над взлетной полосой и пустил зеленые ракеты, попросив освободить ее для экстренной посадки. Сразу после приземления угонщики сдались турецким властям.
К слову, пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После капитального ремонта борт N46256 с фотографией Нади Курченко в салоне еще долгое время летал в Узбекистане.
 
БОЖИЙ СУД

Тогда, в октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса - к двум. В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле. По признанию одного из бывших высокопоставленных офицеров КГБ, в недрах этого ведомства разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению обоих воздушных террористов, которая сорвалась по причине вывоза Бразинскасов из Турции спецслужбами США.
Фарс с 'бегством' преступников в Америку был обставлен следующим образом: отец с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой предоставить им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы снова сдались в руки турецкой полиции, где их продержали еще пару недель и... окончательно отпустили на свободу. Затем через Италию и Венесуэлу они преспокойно вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были 'задержаны' Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не предоставили, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта.
Еще в 1976 году Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас - Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами. В США Бразинскасы написали книгу о своих 'подвигах', в которой пытались оправдать захват и угон самолета 'борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации'. По свидетельству газеты 'Лос-Анджелес таймс', в литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась - практически никто из литовских иммигрантов не дал им ни доллара.
Под старость лет Бразинскас-старший стал раздражительным и желчным, а потому в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали часто возникать ссоры. Во время одной из таких ссор 45-летний сынок насмерть забил своего 77-летнего папашу бейсбольной битой. В начале ноября этого года жюри присяжных Санта-Моники уже признало его виновным в этом преступлении, и теперь Альберту-Виктору Уайту грозит минимум 16 лет тюрьмы.
 
ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Самый важный вопрос, на который спустя 33 года после трагедии так и не получен достоверный ответ, звучит так: 'Как все-таки погибла бортпроводница Надежда Курченко и каково истинное число жертв угона самолета?' По информации, которая в свое время просочилась в прессу, в корпусе захваченного самолета насчитали 18 пробоин, а в общей сложности на борту прозвучало 24 выстрела. Огонь был таким интенсивным, что одна из женщин - очевидцев тех событий до сих пор убеждена в том, что Бразинскас-старший стрелял из автомата. Между тем точно известно, что угонщики имели лишь обрезы охотничьих ружей. Если исходить из того, что других стволов в самолете не было, то получается, что Бразинскасы должны были перезарядить свои обрезы не менее 12 раз. Непонятно, зачем преступникам нужно было делать так много выстрелов, если самым мощным средством давления на экипаж, безусловно, являлась угроза взорвать гранату?
Может быть, не так уж и абсурдна версия данного события, которая в свое время была озвучена на суде в Турции? Она сводится к тому, что на борту советского самолета находилось двое вооруженных охранников в штатском. По словам Бразинскасов, именно эти двое первыми открыли огонь и именно их пули убили бортпроводницу. Нет, я вовсе не хочу оправдывать угонщиков - они совершили действительно тяжкое преступление, которое и привело к трагедии. Но если рассуждать логически, то для чего Бразинскасам понадобилось выводить из строя всех пятерых членов экипажа, включая обоих пилотов (напомним, что у них были прострелены спинки кресел), если сами преступники не имели навыков вождения самолета?
Можно предположить, что экипаж Ан-24 действительно оказался под шквальным огнем тех, кто стрелял в угонщиков самолета, так как в этот момент Бразинскасы находились в дверях пилотской кабины. Но в таком случае, возникают новые вопросы: 'Что это были за 'охранники', поскольку структура по сопровождению приграничных рейсов вооруженными людьми была создана в СССР лишь в начале 1971 года? Какова их дальнейшая судьба (во всех публикациях говорится, что пострадавших было лишь четверо, и все они являлись членами экипажа Ан-24), были те охранники ранены или же погибли? И, наконец, почему угонщики оказались более умелыми стрелками, чем специально обученные профессионалы? А может быть, в ходе перестрелки Бразинскасы использовали Надю в качестве 'живого щита' или просто вынудили охранников сложить оружие угрозой взорвать все ту же гранату?' К сожалению, на все эти вопросы мы не найдем ответа до тех пор, пока не будут обнародованы реальные обстоятельства угона Ан-24. Вероятно, официально озвученная в СССР хроника этого события не содержала никаких упоминаний об охранниках для того, чтобы избежать обвинений в низком профессионализме работников советских силовых структур.
 
АРИФМЕТИКА ЖИЗНИ

Вопреки широко распространенному мнению, бортпроводница Надежда Курченко была не первым работником 'Аэрофлота', погибшим в ходе захвата воздушных судов. Впервые это случилось 3 июня 1969 года, когда трое террористов пытались угнать Ил-14, следовавший из Ленинграда в Таллин, и убили при этом вступившего с ними в борьбу бортмеханика. Ну а последняя из подобных трагедий произошла 16 марта 2001 года. Четверо чеченцев, вооруженных одним топориком и ножом, захватили российский Ту-154, вылетавший рейсом Стамбул - Москва, и вынудили экипаж приземлиться в Медине (Саудовская Аравия). В ходе штурма самолета от пуль, выпущенных солдатами саудовского спецназа, погибли двое террористов, один пассажир и стюардесса.
За всю историю советской и российской гражданской авиации зафиксирована 91 попытка и 26 удавшихся угонов пассажирских самолетов. В ходе этих 117 инцидентов погибли 111 пассажиров и членов экипажей, а также 17 террористов были застрелены. Это значит, что на каждого убитого угонщика в среднем приходится по 6-7 невинных жертв. Не слишком ли высокая цена за прочность 'замков' на наших воздушных границах?...
 
 
P.S. Выражаю огромную признательность за содействие при подготовке данного материала младшей сестре Нади - Екатерине Владимировне Курченко Надежда Курченко

Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете в созвездии Козерога.
К сожалению, даже в 'Энциклопедии Удмуртской Республики' информация о Наде содержит массу ошибок: неверно даны месяц ее рождения и маршрут последнего полета - он указан в прямо противоположную сторону. Там же утверждается, будто в ноябре 1968-го девушка стала бортпроводницей, хотя на самом деле вплоть до своего 18-летия она работала в бухгалтерии авиаотряда. А еще ничего не сказано ни о горном пике, ни о танкере имени Нади. Вот такая у нас с вами, с позволения сказать, 'Энциклопедия'.
 

Автор: Дмитрий Коробейников
Сайт: Правда.ру
Просмотров: 7121 | Добавил: Berkut
Всего комментариев: 3
2  
О преступлении и наказании Бразинскаса-младшего в эксклюзивном интервью “МК” рассказал его адвокат Джек АЛЕКС.
— Я сам литовец, и защищать Альберта Виктора Уайта меня наняла его жена Вирджиния. Здесь в Калифорнии довольно многочисленная литовская диаспора, и вы не думайте, что мы, литовцы, хоть сколько-нибудь поддерживаем захват самолета 1970 года, — это преступление, в результате которого погибли невинные люди, — вот так необычно эмоционально для адвоката начал свой рассказ защитник подсудимого Бразинскаса-младшего Джек Алекс. Сейчас он на пенсии, но обстоятельства того громкого дела помнит как сейчас.
— Пранас был страшным человеком, — продолжает Джек Алекс. — Он был настоящим террористом — бывало, в приступах бешенства он гонялся с оружием за соседскими ребятишками. А уж оружия у него был полон дом — отец, когда еще сохранял способность передвигаться, приторговывал огнестрельным оружием и был известным в районе дилером. Свою соседку он неоднократно угрожал убить — просто лицо ее не нравилось.
— А что вы можете сказать про сына?
— Альгирдас — нормальный и здравомыслящий человек. На момент захвата ему было всего 15 лет, и он вряд ли соображал, что делает. Он всю свою жизнь провел в тени сомнительной харизмы отца, а теперь по его же вине сгниет в тюрьме. Отец не знал ни слова по-английски и общался со своим сыном на литовском и даже русском, несмотря на всю ненависть к России. Альгирдас содержал полусумасшедшего старика и ухаживал за ним.
— Почему же произошел разлад?
— Он собирался уйти от сумасшедшего отца. У Альгирдаса иссякло терпение. Он работал бухгалтером, считался хорошим работником и уравновешенным человеком. Но в тот вечер произошло непредвиденное.
— И сын нанес восемь ударов гантелей по голове отцу...
— Это была необходимая самооборона. Отец направил на него пистолет, угрожая застрелить сына, если тот его бросит. Но Альгирдас выбил у него оружие и несколько раз ударил старика по голове.
— Почему же ему вынесли суровый приговор?
— Присяжные посчитали, что, выбив пистолет, Альгирдас мог бы и не убивать старика, так как тот был очень слаб. Даже зачитанные мной злодеяния этого старого, но оттого не менее ужасного человека не тронули присяжных. Еще против Альгирдаса сыграл и тот факт, что он позвонил в полицию только через сутки после произошедшего — все это время он находился рядом с трупом.
— Если это была самооборона, то почему он сразу не позвонил в полицию?
— Нужно иметь в виду и его эмоциональное состояние. Альгирдас был в шоке после содеянного, и только звонок жены Вирджинии привел его в чувства. (Вирджиния Уайт — супруга Альгирдаса, работает в госдепартаменте США. На момент убийства находилась в служебной командировке в Малайзии. — Авт.). Вирджиния уговорила его позвонить в полицию, Альгирдас был арестован, и в 2002 году осужден по статье “преднамеренное убийство второй степени”. Хотя по всему видно, что это убийство в рамках превышения пределов самозащиты. Вот уже два года Альгирдас сидит в следственном изоляторе.
— На каком основании вы подали апелляцию...
— Мы подали апелляцию на основании допущенных судьей ошибок. Поскольку не было расшифровки стенограммы судебного заседания. Получается, что суд имел место, а вроде как его и не было. 1 октября состоится новый суд над Альгирдасом Бразинскасом, и, возможно, его приговорят к 7 годам лишения свободы, а не к 20 и более, как было решено раньше.
На момент подписания номера Альгирдас Бразинскас находился в следственном изоляторе города Санта-Моника, где по запросу “МК” предоставили следующую информацию: “Альберт Виктор Уайт, родился 26 июля 1955 года, персональный идентификационный номер — 717-18-15, арестован 6 февраля 2002 года по делу об убийстве N SA 044370, особых отметок о поведении не зарегистрировано, содержится в общем блоке”.
— Я знаю, что это звучит не по-адвокатски, но позвольте мне высказать свое соболезнование Альгирдасу, — заканчивал нашу телефонную беседу адвокат. — Когда я последний раз его видел, он находился в жуткой депрессии. Отец терроризировал сына как мог, и вот когда тирана наконец не стало, Альгирдас, мужчина в расцвете сил, будет еще многие годы догнивать в тюрьме. Видимо, это судьба...

Московский Комсомолец
от 01.10.2004

1  
А я на этом самолете летел один раз из Навои в Ташкент.
И фотографию рядом с дверью в пилотскую кабину видел.

Д.

3  
Я тоже, он долго летал в Ташкенте этот борт.
А сейчас я, увы, не знаю где этот борт, но не в Ташкенте-это точно...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Наш баннер
Мы будем вам очень признательны за размещение нашего баннера у вас на сайте




Друзья сайта

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования
Dream Air © 2010-2017     Сайт создан в системе uCoz