Золушки в мире авиации - Авиа Форум
[ Новые сообщения · Наш экипаж · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Berkut 
Авиа Форум » Летный состав » Бортинженеры » Золушки в мире авиации (О трудной и нужной работе бортинженеров.)
Золушки в мире авиации
BerkutДата: Пятница, 09.07.2010, 02:09 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4637
Статус: Offline
Спасите бортинженера!

Во время очередного рейса самолета "Конкорд" в Нью-Йорк бортпроводники, как обычно, разносили лобстеров и жареных цесарок на серебряных тарелочках и шампанское, а бортинженер Уоррен Хейзлби, как обычно, не отрывал глаз от сотен датчиков и тумблеров. Ему некогда было перекусить - нужно было постоянно следить за балансом топлива в 13 баках "Конкорда", чтобы самолет успешно долетел до пункта назначения.

Хейзлби осталось недолго мучиться. British Airways запланировала последний рейс "Конкорда" на 24 октября. Air France списала эти самолеты еще в мае. Вместе с "Конкордом" уйдет и профессия бортинженера. Это самая неромантичная работа на самом романтичном самолете в мире. Вместо неба бортинженер видит перед собой приборы. Раньше без третьего человека в кабине, который отвечает за нормальное функционирование всех систем самолета, полеты были невозможны. Но в облике героев в отличие от пилотов бортинженерам не суждено было предстать. А в последнее время их постепенно вытесняют новые технологии.

"Мы - Золушки в мире авиации, - вздыхает Хейзлби. - Даже наши друзья толком не знают, чем мы занимаемся". А занимаются бортинженеры слежением за работой гидравлических систем и электросистем самолета и двигателей.

Из всех самолетов на "Конкорде" у бортинженера больше всего работы: приборов, которыми он должен управлять, на этом самолете в четыре раза больше, чем на обычном аэробусе.

С тех пор как началась эпоха лайнеров, число людей в кабине постоянно сокращалось и по экономическим причинам, и благодаря развитию технологий. Сначала их было пять, а сегодня на большинстве самолетов только два - пилот и помощник.

20 лет назад, по данным консалтинговой фирмы BACK Aviation Services, небеса бороздили 3469 самолетов с экипажем в три человека. К июлю этого года их осталось 660 - в основном это Boeing 727 и 747, принадлежащие малоизвестным пассажирским и грузовым авиалиниям вне США.

"Нас полностью заменили компьютеры", - говорит Хейзлби.

Он стал главным бортинженером BA в 1993 г. , под его началом тогда находились 700 человек. Они управляли такими самолетами, как Lockheed L-1011, Douglas DC-10 и первыми моделями Boeing 747. Сегодня все они списаны. В BA кроме Хейзлби остались только 10 бортинженеров, все они летают на "Конкордах".

Для 52-летнего Хейзлби расставание с "Конкордом" особенно болезненно - его отец работал на заводе, где их строили. Кроме того, инженер, проработавший на BA 36 лет, был последним человеком, получившим сертификат бортинженера "Конкорда" 24 октября прошлого года, ровно за год до того, как самолет перестанут эксплуатировать. Новая должность была на ступеньку ниже поста главного бортинженера, но зато Хейзлби смог осуществить свою давнюю мечту.

Последние три года, оставшиеся ему до пенсии, Хейзлби проведет в кабинете в офисе BA. Но еще три недели он будет находиться в своем кресле бортинженера, которое установлено на 1,5-метровой платформе, позволяющей двигаться влево и вправо, чтобы видеть перед собой сразу все приборы и рычаги управления. Это 365 кнопок и переключателей, 95 экранов и 100 лампочек сигнализации, которые занимают все пространство от пола до потолка. Приборов так много, что, для того чтобы уместить их все на одном пульте, некоторые экраны приходилось делать размером с циферблат часов. Небольшие дисплеи были в моде в середине 1960-х, когда разрабатывался "Конкорд".

Работа Хейзлби начинается примерно за час до взлета. Сгибаясь в три погибели или вытягивая шею, он проверяет все до одного приборы - так положено по правилам. У пилотов в это время есть возможность поболтать с пассажирами, потягивающими шампанское, или попить чаю с булочкой в комнате для отдыха.

"Уоррену достается самая тяжелая работа", - говорит командир корабля Лез Броуди. А как только "Конкорд" начинает взбираться на заданную высоту полета - 18 000 м, Хейзлби не отрывается от приборов. Когда самолет набирает максимальную скорость, которая в 2 раза выше скорости звука, он начинает проверять "запасные механизмы дублирующих механизмов резервных механизмов всех систем". Но его главная функция во время полета продолжительностью 3 часа 20 минут - перекачивать топливо из одних баков, расположенных в дельтавидных крыльях самолета, в другие, изменяя центр тяжести. Без этого самолет быстро потеряет управление.

После "Конкорда" новых сверхзвуковых самолетов производить не планируется. Новый 650-местный A380 компании Airbus сможет обслуживаться экипажем из двух человек в течение всего полета, длящегося целый день. Но Хейзлби верит, что его профессия не умрет. На лайнерах, рассчитанных на сверхдолгие перелеты, будет установлено так много новейшего оборудования, что все равно понадобится "человек в белом комбинезоне", чтобы контролировать его работу. "Его, конечно, оденут в красивую форму, но через 10 - 20 лет все равно станут называть бортинженером, - говорит Хейзлби. - Мы вернемся".




 
ChifДата: Пятница, 09.07.2010, 02:09 | Сообщение # 2
Настоящий полковник
Группа: Модератор
Сообщений: 3711
Статус: Offline
Хозяева воздушных судов


Профессия бортинженера удивительным образом сочетает в себе романтику полета и кропотлиый труд технаря

Золушки от авиации?

Пилот – не единственное действующее лицо в транзитном/оборотном аэропорту. Кто-то должен заниматься пред-, меж- и послеполётным обслуживанием самолета. Бортинженеры контролируют правильность его эксплуатации и устраняют неисправности во время полета. Управляют двигателями, шасси и силовыми системами по команде командира, следят за наличием на борту аварийно-спасательных средств, топлива, масла, жидкоостей. Сообщают командиру о возникших неисправностях, занимаются заправкой (дозаправкой), подогревом кабины, приемом-сдачей самолета. Следят за работой гидравлических систем и электросистем самолета и двигателей, устанавливают режим кондиционирования воздуха и т. д. Одним словом, именно они в ответе за безотказную и безопасную работу воздушного судна. Работа бортинженера начинается примерно за час до взлета: он первым поднимается на борт, проверяет все системы и приборы.
Вместо бортинженера – компьютер…

Некоторые считают, что профессия бортинженер отходит в прошлое. С началом эпохи авиалайнеров, как по экономическим причинам, так и благодаря развитию технологий, число людей в кабине самолета постоянно сокращается. Сегодня в большинстве импортных самолетов их только два - пилот и помощник; позиция бортинженера не предусмотрена. Например, на современных Boeing с цифровым бортом все необходимые проверки состояния самолета авиатехники выполняют на земле. Последние модели российских самолетов (ТУ 214) также отказались от бортинженера в кабине. Но если оценить парк воздушных судов в России, современных импортных самолетов окажется немного. Например, в «Аэрофлоте» и «Трансаэро» вместе взятых всего около 45 машин (Boeing и Аэробус).

Мелкие же авиакомпании вообще не могут позволить себе закупать импортную технику. Большинство воздушных судов в нашей стране составляют модели советского и российского производства. На них бортинженер необходим по всем нормам. И работы хватит не на один десяток лет. Более того, специалисты полагают, что на современных лайнерах, рассчитанных на сверхдолгие перелеты, будет установлено так много новейшего оборудования, что для контроля его работы все равно понадобится "человек в белом комбинезоне". Так что бортинженеры еще вернутся на самолеты в новом качестве.

Спрос есть

Ну, а пока на рынке авиауслуг и так работы предостаточно. Перестроечные годы были тяжелыми для российской авиации, но сейчасона постепенно восстанавливает свои объемы. В прошлом году, например, было перевезено 33,8 млн. пассажиров. По расчетам ГосНИИГА, объемы пассажирских перевозок на воздушном транспорте России до 2015 года будут возрастать и составят 43,2 млн. человек, причем более 62% придется на перевозки на внутренних воздушных линиях.

Сегодня в России около 300 авиакомпаний самого разного масштаба. Почти 30% из них - небольшие организации, в распоряжении который не более пяти самолетов. На долю 24 крупных авиакомпаний («Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «Красаэро» и другие) приходится 85% объема перевозок воздушного транспорта. Конечно, работа в известных компаниях наиболее престижна и перспективна, но попасть сюда начинающему бортинженеру будет довольно сложно. Здесь хватает опытных претендентов, которых заставляют проходить сложные проверочные тесты. Искать работу в солидной фирме специалистов заставляет не только высокий уровень зарплат: большинство мелких авиакомпаний в ближайшем будущем, скорее всего, просто прекратят свое существование.

Самолеты, которыми здесь в основном пользуются, устарели и морально и физически; к 2010 году многие из них вообще выйдут из эксплуатации, а денег для обновления авиапарка нет. Покупка новых самолетов отечественного производства (Ил-96, Ту-204, Ту 214) даже в крупных компаниях происходит в штучном порядке.

Технари-романтики

Бортинженера не случайно называют хозяином воздушного судна. Пилоту спокойнее, когда за спиной сидит такой специалист., Почувствовав какие-то небольшие отклонения от нормы в работе той или иной системы, бортинженер может вовремя вмешаться, не доводя ситуацию до критической. Раньше бортинженер был, как говорится, «и швец, и жнец и на дуде игрец»: мог поменять колесо самолета, выполнить любую другую инженерную работу. Но сейчас специализация стала более узкой. На земле действуют специалисты авиационно-технической базы (АТБ), а бортинженеры по большей части выполняют операторские функции в полете. Они контролируют работу систем, соответствующим образом реагируют на возникновение внештатных ситуаций и срабатывание всевозможных систем опопвещения. Вошел самолет в облака, включилась сигнализация обледенения самолета – бортинженер должен задействовать противообледенительную систему и проконтролировать, как она работает. Серьезные поломки, конечно, не исключены, но случаются они редко. Впечатляющие кадры из знаменитого советского фильма «Экипаж» (особено это касается его второй серии) – всего лишь ненаучная фантастика.

Бортинженер всегда может перейти к работе наземного авиатехника. В большинстве случаев для этого и переучиваться особо не придется, так как многие бортинженеры выходят как раз из авиационно-технических бригад. Нужно лишь прошел стажировку, сдать экзамен на самостоятельный допуск и вперед! Но после летной работы далеко не каждый захочет вернуться в АТБ. И не только потому, что зарплата там меньше: замучает тоска по оставленной романтике полета. Среди бортинженеров нередки случаи, когда более денежная работа оставлялась ради возможности подниматься в небо.

Будни профессионала
Дмитрий Угольников, бортинженер компании «Аэрофлот»

Некоторые пилоты о нашей работе в шутку говорят: «Сидишь - ничего не делаешь». На самом деле, если бортинженер в полете начинает активно работать, значит - ситуация критическая. Моя задача – не столько решать проблемы в небе, сколько предотвратить возможность их возникновения, начиная с осмотра самолета на земле. Тем не менее, на ежеквартальных тренажерах в нашем учебном центре моделируются самые разные отказы оборудования. Когда я первый раз прошел переподготовку на бортинженера из наземных авиатехников и вышел в тренировочный полет, - очень волновался. Все ждал, что вот-вот возникнет какой-то форс-мажор. А вдруг пожар? Или отказ двигателя? Надо показать, чему меня научили! Я почувствовал такую огромную ответственность, что показалось – не справлюсь. А потом понял: основная моя работа – это профилактика. Именно годы работы авиатехником на земле дали мне абсолютную уверенность в благополучном исходе полета. Честное слово, в самолете я чувствую себя так же безопасно, как в автобусе!

А вот график нашей работы совершенно непредсказуем. Бывает, в выходной раздается телефонный звонок: дали дополнительный рейс, собирают экипаж, спрашивают, сможешь ли собраться и приехать за два часа? Два раза в неделю мы узнаем наряд на следующие 3-4 дня. В месяц получается 12-15 вылетов разной продолжительности. Конечно, в начале месяца можно попросить выходные на какие-то праздники, но вообще-то рабочий день ненормированный. Нелегко даются ночные полеты. И еще один минус: аэропорт расположен за городом, так что добираться до работы довольно долго. А плюсы – это возможность побывать в разных городах земного шара, интересная инженерная специальность, общение с самыми разными людьми. Общий язык нужно находить не только с техническими бригадами, заправщиками и представителями аэропортов разных стран, но и с экипажем, бригадой бортпроводников, пассажирами. Вот один из недавних случаев. Самолет готовится взлететь, уже закрываем двери, как вдруг встает пассажирка и говорит без всякой истерики, очень уверенным тоном: «Я не полечу! Чувствую, что с этим рейсом что-то случится. Мы упадем». Вышел, начал убеждать ее, что все под контролем, что ничего страшного произойти не может... Высадить пассажира на этой стадии – целая проблема: надо открывать багажник, выгружать все, отыскивая ее вещи. Такая задержка для нас недопустима: позже прилетим - меньше времени останется для работы. И вы знаете, уговорил! Долетели благополучно.

Рейсы бывают разные. Иногда происходит эстафета экипажей. Мы прилетаем, разгружаемся, на наш самолет садится другой экипаж и выполняет обратный рейс. В этом случае на три-четыре дня до прилета коллег мы остаемся в этом городе. Но чаще практикуются более экономичные разворотные рейсы: например, мы прилетаем в Калининград вечером, ночуем в гостинице, а утром отправляемся обратно.

В бортинженеры я пошел, потому что меня привлекала возможность летать за рубеж. Тогда это была одна из редких профессий, позволявших побывать за границей. Но со временем я понял: небо - это небо, и неважно, куда ты летишь, в Париж или на Сахалин. Конечно, интересно пролететь над Римом и увидеть Колизей, или зайти на посадку прямо над лондонским Тауэром... Но и ночной вид сигнальных огней Нижневартовска в той же мере позволяет ощутить романтику полета. И хотя постоянно находишься в замкнутом пространстве кабины, достаточно привстать с кресла, глянуть в окно и почувствоваться, что ты - не клерк в офисе…

Слухи и факты
Бортинженер, бортмеханик, борттехник – одно и то же.
Все перечисленные специалисты контролируют работу систем в полёте. Бортинженеры обязательны на самолетах с газотурбинными двигателями. На малых самолетах с поршневыми двигателями летают бортмеханики (иногда обходятся вообще без них), Борттехники трудятся на вертолётах. Все эти специалисты могут работать как в гражданской, так и в военной авиации.

Необходимо знание иностранного языка
Даже если речь идет о международных рейсах, по квалификации знание иностранного бортинженеру не требуется, и за это им не доплачивают, как, например, пилотам. Но на практике владеть иностранным языком приходится. В зарубежном аэропорту, работая с местным заправщиком, невозможно каждый раз звать представителя, чтобы узнать, какова сегодня плотность топлива…

Работа скучная: в полете делать нечего
На самом деле нужно следить за приборами, проверять работу систем, помогать бортпроводникам решать проблемы с нервными пассажирами. Многое зависит от коллектива, экипажа. Полет может быть стандартным, деловым, сухим, а может быть живым и интересным.

Работа тяжелая: полеты идут один за другим
Специалисты утверждают, что нагрузка – вполне по силам. Есть целый ряд санитарных норм и требований. Для бортинженера обязателен предполетный и послеполетный отдых. В среднем выходит три рейса в неделю. Отпуска – как у всех (плюс бесплатный билет родной авиакомпании).

Спрос на этих специалистов на рынке туда невелик
Сегодня авиации остро не хватает молодых специалистов. Летные профессии имеют свои ограничения по здоровью и возрасту, а в последнее время требования ежегодных медкомиссий ужесточились. Ветераны уходят на пенсию, а с заменой возникают проблемы.

Зарплаты бортинженеров невысоки
Здесь все зависит от авиакомпании. В небольших фирмах начинающим специалистам могут предлагать от 8 до 15 тысяч рублей. В крупных заработки значительно выше – от 800-1000$

Евгений Колодин


Рождённый ползать, освободите взлётную полосу
 
BerkutДата: Суббота, 07.08.2010, 22:46 | Сообщение # 3
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4637
Статус: Offline
Бортинженер — член экипажа воздушного судна, контролирующий работу силовых установок и ряда самолётных систем во время полёта.
Должностные обязанности бортинженера
В гражданской авиации
Управляет двигателями, шасси и силовыми системами по команде командира. Устраняет возникшие в полёте и доступные для устранения неисправности авиационной техники в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна данного типа. Контролирует устранение неисправностей и правильность оформления документации, наличие на борту аварийно-спасательных средств, топлива, масла, жидкостей и газов. Информирует командира о возникших неисправностях техники.




 
AirДата: Среда, 29.06.2011, 02:02 | Сообщение # 4
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Здравствуйте всем...... Не подскажите, как стать борт-радистом......, или механиком ...???? Я служил в армии, Механиком СД.....!
 
ChifДата: Среда, 29.06.2011, 02:02 | Сообщение # 5
Настоящий полковник
Группа: Модератор
Сообщений: 3711
Статус: Offline
Я так думаю, учиться надо. Где - это вопрос второй. Ищите учебное заведение, где готовят инженерно-технический состав.

Рождённый ползать, освободите взлётную полосу
 
BerkutДата: Понедельник, 18.07.2011, 20:19 | Сообщение # 6
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4637
Статус: Offline
Quote (Air)
Здравствуйте всем...... Не подскажите, как стать борт-радистом......, или механиком ...???? Я служил в армии, Механиком СД.....!

посмотрите здесь в списке учебных заведений, может, что найдете для себя подходящее
http://dream-air.ucoz.ru/publ....-1-0-70




 
AirДата: Понедельник, 18.07.2011, 22:25 | Сообщение # 7
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Спасибо большое...
 
BerkutДата: Понедельник, 18.07.2011, 22:30 | Сообщение # 8
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4637
Статус: Offline
Quote (Air)
Спасибо большое...

не за что. Обращайтесь, если что...




 
AirДата: Понедельник, 18.07.2011, 22:40 | Сообщение # 9
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Пасибо... У меня, еще вопрос к товарищу полковнику. А правда что самонабор, отменили в военные училище...?
 
ChifДата: Вторник, 19.07.2011, 08:02 | Сообщение # 10
Настоящий полковник
Группа: Модератор
Сообщений: 3711
Статус: Offline
Quote (Air)
А правда что самонабор, отменили в военные училище...?

На сколько я знаю ДА.


Рождённый ползать, освободите взлётную полосу
 
ШандорДата: Среда, 19.10.2011, 20:30 | Сообщение # 11
Бывалый
Группа: Проверенные
Сообщений: 362
Статус: Offline
Quote (Berkut)
А правда что самонабор, отменили в военные училище...?

Не только самонабор,но и сам набор отменили,зачем нам "шибко" грамотные военные,а вот Украинских военных научим :
КИЕВ, 19 окт — РИА Новости. Россия предлагает Украине безвозмездное обучение украинских военнослужащих в военных учебных заведениях РФ, заявил в среду министр обороны России Анатолий Сердюков.

«Российская сторона предлагала и предлагает обучение украинских военнослужащих в высших учебных заведениях Минобороны России на безвозмездной основе и в полном объеме, который необходим вооруженным силам Украины», — сказал Сердюков на брифинге журналистам в Киеве, где он находится с рабочим визитом.

Подробнее: http://news.mail.ru/politics/7108234/
 
Авиа Форум » Летный состав » Бортинженеры » Золушки в мире авиации (О трудной и нужной работе бортинженеров.)
Страница 1 из 11
Поиск:
Кто был сегодня:
Chif, Ёсикава

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования
Dream Air © 2010-2017     Сайт создан в системе uCoz