Каталог файлов
Мы в соц. сетях

Меню сайта

Статистика
» Наш экипаж:
Всего: 934
Новых за месяц: 6
Новых за неделю: 2
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 3
Проверенных: 31
Пассажиров: 898
» Из них
Мужчин: 725
Женщин: 209

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0



Форма входа


Главная » Файлы » Авиатехника

ТУ104
09.04.2010, 14:45

                               

Назначение: пассажирский
Первый полёт: 17 июня 1955 года
Начало эксплуатации: 15 сентября 1956 года
Всего построено: 200
Характеристики
Экипаж: 7 чел
Количество пассажиров: 50-100 чел
Максимальная скорость: 950 км/ч
Дальность полёта: 2 650 км
Практический потолок: 11 500 м
Размеры
Длина: 40,05 м
Высота: 11,9 м
Размах крыла: 34,54 м
Масса
Пустой: 41,600 т
Макс. взлётная: 76,000 т
Силовая установка
Двигатели: два турбореактивных Микулин АМ-3M-500
Тяга (мощность): 2 × 95,1 кН


Ту-104
— летающая лаборатория для подготовки космонавтов в музее ВВС в Монино.

Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт — после De Havilland Comet и Avro Jetliner.
В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

15 февраля 1961 года с Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолёта (на высоте 10 тысяч метров).

Разработка

Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954 года, хотя работы велись и раньше. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено вниз фюзеляжа.

Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.
5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе на Украине.
В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетел реактивный самолёт советского производства.
15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва—Омск—Иркутск.

Кроме завода на Украине, Ту-104 различных модификаций выпускали на авиазаводах в Омске и Казани. Всего был построен 201 экземпляр. Производство было прекращено в 1960 году.

Аэродинамическая схема
двухмоторный турбореактивный низкоплан с расположением двигателей в корне крыла, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Модификации Ту-104

Ту-104А
Ту-104
- первый серийный 50-ти местный вариант самолета, построено 29 машин;
Ту-104А - 70-ти местная модификация самолета, построено 80 машин, шесть самолетов этой модификации были поставлены в ЧССР, где эксплуатировались в течение нескольких лет;
Ту-104Б - 100 местная модификация самолета с удлиненным фюзеляжем и неизменной механизацией крыла, построено 95 машин, в ходе эксплуатации переоборудовались в Ту- 104Б-115 на 115 пассажирских мест и под новое навигационно-пилотажное и радиотехническое оборудование;
Ту-104В - неосуществленный серийный проект на 117 пассажиров;
Ту-104Г и Ту-104Д - салонные варианты самолета;
Ту-104Е - опытная модификация самолета под более экономичные двигатели РД-16-15 (тяга 11300 кг) и с изменениями в конструкции планера и самолетных систем;
Ту-104В - часть самолетов Ту-104А переоборудованных силами ГВФ в 100-105 местные машины;
Ту-104Д-85 - переделка Ту-104А под 85 мест;
Ту-104В-115 - переделка Ту-104Б под 115 мест;
Ту-104А-ТС и Ту-104БТС - переделка серийных машин в транспортно-санитарные (переделка в строю была предусмотрена в конструкции базовых самолетов);
Ту-104АК - летающая лаборатория для подготовки космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесом ости;
Ту-104Ш - переделка одного из серийных Ту-104 в штурманский учебный самолет для подготовки персонала ракетоносцев Ту-16К-10;
Ту-104ЛЛ - несколько серийных Ту-104 переделанных для отработки радиотехнического оборудования самолетов Ту- 128 и Ту-22М и др;
Ту-104 "ретранслятор" - использовался при испытаниях Ту-144;
Ту-104 2НК-8 - в 60-ые годы рассматривался проект переоборудования парка Ту-104 (одновременно с Ту-16) под двигатели НК-8;
Ту-104Д 3НК-8 - один из первых проектов ОКБ по теме Ту-154, имевшая в основе конструкцию Ту-104, приспособленную под новую силовую установку;
самолет "110" (Ту-110) - четырёх двигательная модификация самолета Ту-104, было построено несколько самолетов в Казани, самолет предназначался на экспорт, однако программа была свернута из-за отсутствия заказов, самолеты долгие годы использовались в качестве различных летающих лабораторий;
самолет "107" (Ту-107) - военно-транспортный вариант Ту-104, создавался по заказу ВВС, проходил заводские и государственные испытания, к серии принят не был из-за неполного соответствия требованиям к самолету ВТС;
самолет "118" - проект Ту-104 с четырьмя ТВД. 

             
  
Эксплуатация

Эксплуатационные испытания первых двух серийных самолетов начались практически одновременно с проведением государственных испытаний опытного самолета. Эксплуатационные испытания проводились силами ГВФ при помощи МАП, в частности в них участвовали от ОКБ ведущие инженеры Б.Н.Гроздов и В.Н.Бендеров.

Пионером освоения Ту-104 в ГВФ стало специально организованное в столичном аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолетов. Оно являлось также первым учебно-тренировочным подразделением, в котором переучивались на новую реакти вную технику экипажи других авиапредприятий. Среди пионеров реактивной пассажирской авиации были такие летчики высочайшего класса как К.П. Сапелкин, Е.П.Барабаш, Б.П.Бугаев, А.В.Ор ловец и др, первыми освоившими в ГВФ Ту-104 и принимавшие участие в эксплуатационных испытаниях.
15 сентября 1956 года Ту -104 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва-Иркутск, самолет пилотировал экипаж возглавлявшийся командиром корабля Е.П.Барабашем.
12 октября состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу - командир корабля Б.П.Бугаев (будущий шеф-пилот Л.И.Брежнева, а затем руководитель советского ГВФ). Началась регулярная эксплуатация самолета, открывшая новую эру не только в развитии отечественной гражданской авиации, но и подтолкнувшая развитие мировой реактивной пассажирской авиации.
Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом успешно освоенным в ГВФ, именно за ним в строй гражданской авиации встали и Боинг 707, и "Комета-4", и французская "Каравелла".
Реактивная пассажирская авиация стала реальностью, доступной самому широкому кругу пассажиров многих стран.

Почти единственным гражданским пользователем Ту-104 был «Аэрофлот», использовавший лайнеры для выполнения внутренних и международных рейсов средней протяженности. Отсутствие опыта эксплуатации гражданских реактивных самолетов и конструкционные недоработки приводили к значительному количеству инцидентов и аварий: пилоты испытывали трудности с посадкой самолетов, у лайнеров отказывали двигатели и приборы. В связи с этим, разработанные КБ Ильюшина турбовинтовые Ил-18, считавшиеся более надежными, начали быстро вытеснять Ту-104.

Выпуск Ту-104 был прекращен всего через пять лет после начала серийного производства, хотя он использовался в регулярных пассажирских рейсах до 1979 года, а подразделениями Министерства Обороны - до 1981.
Единственной страной, куда экспортировался этот самолет, была Чехословакия - местная авиакомпания приобрела шесть машин, половина из которых в дальнейшем была потеряна в авариях.

На базе Ту-104 был разработан самолет для местных авиалиний Ту-124, который, однако, не получил популярности и так же был снят с производства через пять лет после начала серийного выпуска. Опыт создания этих самолетов был впоследствии использован КБ Туполева при проектировании Ту-134.
 
             
 
Катастрофы

По данным на 1 января 2008 года было потеряно 37 самолётов типа Ту-104, т.е. 18% от числа произведенных лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолетов.
 
Дата            №ВС     Место катастрофы       Жертвы          Краткое описание
19.02.58    L5414 
   Саваслейка н.д. Исчерпал запас топлива, не долетел до ВПП
15.08.58    L5442    у Читы 64/64 Сваливание в штопор на высоте 12 000 м
17.10.58   42362    у Канаша 73/73 Попал в восходящие потоки, свалился в штопор на высоте 13 000 м
21.10.60   42452    у Усть-Орды 3/3 Разбился при снижении
01.02.61   42357    Владивосток 0/н.д. Грубая посадка, вылетел за пределы ВПП
13.03.61   42438    у Кольцово5/5 Аварийная посадка, отказ двигателей после взлета
10.07.61   42447    Одесса 1/85 Грубая посадка в ливень
10.07.61   42388    Ташкент 0/н.д. Грубая посадка
10.07.61   42504    Владивосток 0/н.д. При снижении задел антенну, совершил аварийную посадку
04.06.62   42491    у Софии 5/5 Врезался в гору после отказа двигателя
30.06.62   42370    у Красноярска 84/84 По ошибке сбит зенитной ракетой во время учений.
02.09.62   42366    у Хабаровска 86/86 Потерял управление при наборе высоты
25.10.62   42495    Шереметьево 10/10 Пробный полет после техобслуживания. Руль направления был подключен неверно (перепутаны левый и правый повороты)
16.03.63    OK-LDB   Бомбей 0/0 Самолет чехословацкой CSA. Сгорел при заправке
18.05.63    42483     у Ленинграда н.д. Вошёл в штопор при снижении
18.05.63    42492     у Иркутска 32/32 Разбился в 2 км от ВПП из-за преждевременного снижения
09.06.64    42476     Новосибирск н.д. Вылетел за пределы ВПП, совершая посадку в ливень
28.04.69    42436     Иркутск н.д. Грубая посадка, не долетел 600 м до ВПП
01.06.70   OK-NDD   Триполи 13/13 Врезался в землю, заходя на посадку в 5,5 км от ВПП
25.07.71    42405     Иркутск 97/126 Из-за ошибок экипажа сел за 200 м до ВПП и загорелся
10.10.71    42490     Внуково 20/20 Взрыв в грузовом отсеке вскоре после взлета
24.04.73    42505     Ленинград 2/н.д. Попытка захвата. Террорист и вступивший с ним в борьбу
бортинженер погибли при взрыве бомбы. Несмотря на разгерметизацию, самолет совершил аварийную посадку
18.05.73     42411    Бурятия 82/82 Рейс Иркутск-Чита захвачен террористом, который потребовал лететь в Китай. Самолет взорвался после детонации бомбы
29.08.73    OK-MDE   Никосия 0/70 грубая посадка из-за ошибки пилота
30.09.73    42506     Свердловск 108/108 рейс Свердловск-Хабаровск, отказ приборов
13.10.73    42486     у Домодедово 119/119 Отказ электропитания и потеря управления. Крупнейшая катастрофа Ту-104.
07.12.73    42503     около Москвы13/72 Грубая посадка в сложных метеоусловиях
05.11.74     42501     Чита 0/н.д. Вылетел за пределы ВПП
30.08.75     42472     Новосибирск 0/н.д. Правая стойка шасси сломалась, грубая посадка
09.02.76     42327     Иркутск 24/24 Разбился при взлете
17.07.76     42335     Чита 0/н.д. Не смог взлететь из-за перегруза
28.11.76     42471     у Шереметьево72/72 Отказ авиагоризонтов ночью, потеря управления
1976            42371     Киев н.д. грубая посадка с неработающими двигателями
13.01.77     42369     Алма-Ата 96/96 Пожар первого двигателя, самолет взорвался в воздухе
17.03.79     42444     около Москвы 86/106 Ложное срабатывание датчика пожара двигателя, его отключение, возврат в аэропорт. Самолет зацепил опору ЛЭП и рухнул в поле. После катастрофы все Ту-104 выведены из состава «Аэрофлота»
07.02.81     42332     Пушкин 51/51 Самолет ВМФ, разбился при взлете из-за нарушения центровки

 
Категория: Авиатехника | Добавил: Berkut
Просмотров: 6348 | Загрузок: 0
Поиск


Наш баннер
Мы будем вам очень признательны за размещение нашего баннера у вас на сайте




Друзья сайта

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования
Dream Air © 2010-2017     Сайт создан в системе uCoz