Каталог файлов
Мы в соц. сетях

Меню сайта

Статистика
» Наш экипаж:
Всего: 934
Новых за месяц: 6
Новых за неделю: 2
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0
» Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 3
Проверенных: 31
Пассажиров: 898
» Из них
Мужчин: 725
Женщин: 209

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0



Форма входа


Главная » Файлы » Авиатехника

ТУ154
09.04.2010, 23:35

                               

Тип: пассажирский самолёт
Разработчик: КБ Туполева
Первый полёт: 3 октября 1968
Начало эксплуатации: 1972

Основные эксплуатанты: Аэрофлот,ГТК Россия
Кавминводыавиа, Utair, Уральские авиалинии
Годы производства: 1968 — 2007
Единиц произведено: 935


Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный») — трёхдвигательный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. Первый полёт был выполнен 3 октября 1968. Производился серийно с 1968 по 2006, всего выпущено 935 самолётов. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. В настоящее время мелкосерийно производится на самарском заводе «Авиакор». Полное прекращение производства планируется на 2010 год, до этого срока будут поставлены заказчикам пять самолётов. Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который остаётся одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154, Баку — Актау (388 км) , а самый протяжённый — Москва — Якутск (4890 км)

История создания

             

Разработка самолёта Ту-154, предназначавшегося для замены Ту-104 и Ил-18, началась в 1963 году под руководством главного конструктора С. М. Егера. Первый опытный экземпляр построен в 1966 году. Первый полёт состоялся 3 октября 1968 года (командир корабля Ю. В. Сухов). В 1970 году в Куйбышеве началось серийное производство под обозначением Ту-154А. В мае 1971 года самолёт начал использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. На трассы «Аэрофлота» лайнер вышел в начале 1972 года. Свой первый регулярный рейс Москва — Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года (командир корабля Е. И. Багмут).

В период с 1975 по 1981 самолёт модернизировался, и взлётная масса была доведена с начальных 94 до 98 тонн. Новая машина получила наименование Ту-154Б-2. В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М (первоначально Ту-164), созданная под руководством А. С. Шенгардта. На этой машине были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ П. А. Соловьёва. Самолеты этой модификации имеют максимальную взлётную массу от 100 до 104 тонн. Регистрационные номера семейства Ту-154 (в СССР, а позднее в России) начинаются с 85. Например: СССР-85311, RA-85185.

Конструкция

Самолёт Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением с переставным стабилизатором. Расположение двигателей — заднее, что уменьшает шум в салоне и разворачивающий момент при отказе двигателя, но создает проблемы с попаданием хвостового оперения в спутную струю двигателей на больших углах атаки и с задней центровкой, что может привести к попаданию самолёта в режим глубокого срыва и плоского штопора.

Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2(У) конструкции ОКБ-276 Н. Д. Кузнецова. На модификации Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П. А. Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Управление остановом и режимом работы двигателей — прямое тросовое от находящихся в кабине рычагов. Рычаги управления двигателями (РУД) находятся на среднем пульте пилота и на пульте бортинженера, связаны и работают синхронно. Рычаги останова двигателей (РОД) находятся на пульте бортинженера слева от РУД, рычаги управления реверсом (РУР) на передней части РУД пилотов.

Шасси самолёта трёхстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси, снабжённые дисковыми тормозами колес (с модификации Ту-154М тормоза получили вентиляторы охлаждения), убираются в специальные гондолы на крыле. Носовая стойка поворотная, на модификации до Ту-154Б-1 включительно управляется только педалями пилотов, с модификации Ту-154Б-2 в рулёжном режиме управляется рукояткой на левом пульте капитана. Выпуск всех стоек — против воздушного потока, приводы выпуска, уборки, тормозов и разворота — гидравлические.

Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, с отрицательным поперечным V. Состоит из центроплана и двух отъёмных частей крыла (ОЧК), снабжено предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154М — двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. В центроплане находятся четыре топливных бака — два (расходный бак № 1 и бак № 4) в фюзеляжной части, два (два бака № 2) в крыльевых частях. В каждой из отъёмных частей крыла находится по баку № 3.

Все рулевые поверхности имеют бустерное управление. Два бустера (гидроусилителя) типа РП-56 управляют обеими секциями руля высоты, один РП-56 рулём направления, по одному бустеру типа РП-55 элероном каждого полукрыла. Бустеры — необратимого типа, аэродинамические усилия на штурвале и педалях имитируются пружинными загружателями, триммирование производится перемещением упоров загружателей электромеханизмами. Стабилизатор и предкрылки имеют электропривод, закрылки и интерцепторы — гидропривод.

Интерцепторы работают в различных режимах. Находящиеся на центроплане внутренние интерцепторы выпускаются только при включении реверса тяги двигателей. Средние интерцепторы управляются рукояткой на среднем пульте пилотов. Внешние интерцепторы работают в элеронном режиме, то есть несинхронно на правом и левом полукрыльях, выпускаясь при подъёме элерона своего полукрыла на определенную величину.

Салон оборудован системой кондиционирования, работающей на стоянке от ВСУ, а при запущенных двигателях — от двигателей. Воздух, отобранный от компрессоров двигателей и ВСУ, используется также для запуска двигателей и работы противообледенительной системы.

В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор «Гроза-154», навигационный вычислитель расстояния до маяка, допплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013. 

               

Состояние

В период с 1970 по 1998 год построено 930 самолётов семейства Ту-154, из которых
605 Ту-154Б/Б-2,
320 Ту-154М,
10 Ту-154С (грузовой вариант).

Самолёт Ту-154 стал самым массовым реактивным пассажирским самолётом в СССР. 150 самолётов было экспортировано. Из всего серийного производства (935 н.с.д) 63 самолёта было потеряно по различным причинам.

С начала 1990-х пользователи Ту-154 начинают заменять его на более современные аналоги: Boeing 737 и Airbus A320. В 2002 году из-за ограничений по уровню шума были запрещены полёты Ту-154 в ЕС без специальных шумопоглощающих панелей. С 2006 полеты Ту-154 (кроме Ту-154М) в ЕС полностью запрещены. Самолёты этого типа эксплуатируются сейчас в основном в странах СНГ.

По состоянию на конец 2008 года в России эксплуатировалось около 160 самолетов Ту-154 различных модификаций. Основные пользователи — «Аэрофлот» и его дочерние предприятия, «Россия», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии». За рубежом используется ещё около 100 машин. Крупнейшими пользователями Ту-154 за пределами России являются Иран (25 машин в декабре 2008) и Казахстан (12).

Остальной выпуск, согласно данным того же источника, распределяется так:
63 — потеряно в катастрофах и серьёзных авариях
187 — порезано на металлолом
89 — готовится к порезке на металлолом
23 — в музеях (22) и самолёт-ресторан (1)
283 — на хранении, из них около 100 в лётно-пригодном состоянии

Варианты

Ту-154

Серийное производство проектной версии Ту-154 началось в 1970. Первый коммерческий рейс совершен 9 февраля 1972. На самолёте были установлены турбореактивные двигатели НК-8-2, он мог принять на борт до 164 человек. Всего было построено 49 таких самолётов.

Ту-154А

На модификации Ту-154А в центроплане были установлены дополнительные топливные баки, добавлены аварийные выходы. На самолёт установили усовершенствованные до версии НК-8-2У двигатели Кузнецова с большей степенью двухконтурности. Кроме того, были улучшены аэродинамические свойства крыла, взлётная масса доведена до 94 тонн. С 1974 было выпущено 63 самолёта.

Ту-154Б

В 1975 поступила в производство версия с усиленной конструкцией крыла — Ту-154Б. В фюзеляже самолёта был установлен дополнительный топливный бак, также добавлены аварийные выходы в хвосте. Взлётный вес составил 98 тонн. Автопилот позволял производить полёт полностью в автоматическом режиме (кат. II ИКАО). Практически все собранные ранее Ту-154 и Ту-154А были усовершенствованы до этой модификации. Было произведено 105 самолётов без учёта усовершенствованных.

Ту-154Б-1

На самолёте Ту-154Б-1 были усовершенствованы топливная система, авионика, система воздушного кондиционирования, а также шасси. Построено 68 самолётов.

Ту-154Б-2

Модификация Ту-154Б-1 с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления(АБСУ-154-2). Многие Ту-154Б-1 были доведены до этой версии позднее. Всего было построено 382 самолёта. Взлетный вес некоторых экземпляров достиг 100 или 102 тонн за счет замены колес шасси и тормозных механизмов на усовершенствованные.

Ту-154М

Глубокая модернизация Ту-154Б-2. Первый полёт состоялся в 1982, коммерческая эксплуатация началась в 1984. На Ту-154М были установлены более экономичные двигатели ТРДД Соловьёва Д-30КУ-154-II. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало значительное повышение топливной эффективности ( на 30 процентов) и позволило значительно увеличить дальность полёта. Трёхщелевые закрылки были заменены на двухщелевые, но более эффективные. Добавлена новая, 36-градусная позиция выпущенного положения закрылок, что позволило снизить шум на посадке. Максимальный взлётный вес составил 102—104 тонны,в зависимости от марки тормозов. Производство этой модификации продолжалось до 2006.Ресурс самолета составляет 30 000 летных часов или 20 лет эксплуатации. Приблизительная цена самолета в летном состоянии от 0,5 до 12 млн. долларов в зависимости от года выпуска В общей сложности произведено 320 самолётов. На май 2009 года на стапелях завода "Авиакор" еще было два самолета которые будут поставлены ВВС России. В ноябре 2008 авиакомпания «Сибирь» ("S7") ранее бывшая крупнейшим в РФ оператором этого типа ВС, вывела из эксплуатации 26 своих Ту-154М. Причина в экономической неэффективности использования.

Ту-154М2

Находившаяся в разработке в конце 1990-х двухмоторная версия Ту-154М. Предполагалось установить на самолёте 2 ТРДД ПС-90А. Ни один самолёт произведён не был.

Ту-154М-100

Усовершенствованная версия Ту-154М увеличенный до 104 тонн взлетный вес,(посадочный 82,5 тонны).Самолет получил новые интерьеры, увеличенный шаг кресел,оснащен западной авионикой (Honeywell, Litton) в том числе обновленной спутниковой системой навигации GPS взамен КЛН-90, новым метео радаром "Контур-10" взамен обычной "Грозы". Всего по заказу "Словацких Авиалиний" в 1998 году было поставлено 3 самолета, они были реэкспортированы в 2003 году авиакомпанией "Пулково" и работают в настоящее время в ГТК "Россия". Носят регистрации RA- 85834,85835,85836

Ту-155/156

Экспериментальные варианты с двигателями, работающими на водороде и метане. На Ту-155 (первый полет в 1988 г.) только второй (центральный) двигатель использует метан. На Ту-156 на газе работают все три двигателя. Ту-155 и Ту-156 часто называют самолётами на криогенном топливе, из-за способа хранения горючего на борту (в сжиженном состоянии при низкой температуре).

Ту-154С

Транспортный самолёт Ту-154С (первоначальное обозначение Ту-154Т) разработан в ОКБ им. А.Н.Туполева на базе пассажирского Ту-154Б в 1982 году. Максимальная платная нагрузка — 20 тонн. Давление наддува гермокабины снижено с 0,59 до 0,55 кг/кв.см. От пассажирского варианта Ту-154С отличает грузовой люк 2,8х1,87 м, расположенный по левому борту перед крылом, шаровые и роликовые направляющие по всей длине грузовой кабины, наличие специального грузового оборудования. Груз размещается в салоне на 9 поддонах и закрепляется швартовочными сетками. Перемещение поддонов по салону - ручное. Для защиты кабины экипажа служит барьерная сетка. Лётный экипаж состоит из двух пилотов и бортинженера. Предусмотрено место штурмана.

Первоначально планировалось переоборудовать на Куйбышевском авиазаводе 20 самолётов Ту-154А и Ту-154Б, но переоборудовано только 9. Последний из них эксплуатировался до 1997 года.

Потери самолетов

Всего в катастрофах и серьёзных авариях было потеряно 64 лайнера.


Крупнейшая катастрофа в истории Ту-154 (и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. На борту находилось 200 человек, все они погибли.

Дата             № ВС                Место катастрофы                Жертвы               Краткое описание

19.02.73      85023               Прага 66/100 Разбился, не долетев 470 метров до ВПП
03.1973         н.д.                 около Киева 0/н.д. Разбился
07.05.73       85030               Внуково 0/6 Разбился при выполнении учебного полёта
10.07.74       SU-AXB            Каир 6/6 Разбился при выполнении учебного полёта
30.09.75       HA-LCI            Бейрут 60/60 Рейс Будапешт-Бейрут, разбился в море при заходе на посадку
01.06.76       85102              Малабо 46/46 Врезался в гору при заходе на посадку
1976              85020              
Киев 0/н.д. Грубая посадка. Сейчас в Украинском государственном музее авиации.
02.12.77        LZ-BTN            Бенгази 59/165 Не смог сесть в тумане, исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил грубую посадку
23.03.78        LZ-BTB            вблизи Дамаска 4/4 Разбился при заходе на посадку
19.05.78         85169            Тверская область 4/134 Из-за ошибки бортинженера прекращена подача топлива, совершил аварийную посадку в поле
18.02.78         85087            Толмачёво 0/н.д. Пожар на борту. Уцелевший хвост лайнера снимался в фильме «Экипаж»
01.03.80         85103            Оренбург 0/161 Грубая посадка с деформацией фюзеляжа.
07.07.80         85355            Алма-Ата 164/164 Разбился на взлёте. Сдвиг ветра.
07.08.80         YR-TPH          Мавритания 1/168 Грубая посадка
08.10.80         85321            Чита 0/н.д. Грубая посадка
13.06.81         85029            Братск 0/н.д. При посадке вылетел с влажной ВПП, оторвался хвост по 28-му
ряду.
16.11.81         85480             Норильск 99/167 При заходе на посадку отказал автомат управления тягой.
21.10.81         HA-LCF          
Прага 0/81 Грубая посадка из-за ошибки экипажа
11.10.84         85243             Омск 4+174/179 При посадке столкнулся с аэродромными машинами. Ошибка диспетчера.
23.12.84         85338             Красноярск 110/110 Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем
10.07.85         85311             Учкудук 200/200 Перегруженный самолет свалился в плоский штопор на закритических углах атаки по вине экипажа.
21.05.86          85327            Домодедово 0/175 Грубая посадка из-за ошибок экипажа. Самолет превращен в учебное пособие.
18.01.88          85254            Красноводск 11/143 Грубая посадка, в результате фюзеляж развалился пополам
08.03.88           85413           Вещёво 9/н. д. Взорван на земле террористами Овечкиными
24.09.88           85479            Алеппо 0/168 Грубая посадка
13.01.89           85067            Монровия 0/н.д. Грузовой рейс, прерванный взлет
09.02.89           YR-TPJ           Бухарест 5/5 Тренировочный полет. Разбился при взлете из-за отказа двигателя
20.10.90            85268           Кутаиси 0/171 Из-за перегруза подломилась носовая стойка шасси
17.11.90            85664           Чехия 0/6 Перевозил сигареты из Швейцарии, в полёте груз загорелся. Пилоты посадили самолёт в поле, где он полностью сгорел.
23.05.91             85097          Пулково 2+13/178 Грубая посадка, подломилась стойка шасси и самолёт развалился
14.09.91           CU-T1227      Мехико 0/112 При посадке вылетел за пределы ВПП
05.06.92           LZ-BTD           
Варна 0/130 При посадке в ливень вылетел за пределы ВПП
18.06.92             85282           Братск 1+0/0 Сгорел при заправке. Погиб бригадир заправщиков, уведший горящий бензовоз от аэровокзала.
18.06.92              85234          Братск 0/0 Сгорел при заправке вместе с бортом 85282
20.07.92             85222           Тбилиси 4+24/24 Разбился при взлёте из-за перегруза чаем
01.08.92              YA-TAP        Кабул 0/0 Уничтожен на стоянке минометным огнем
05.09.92              85269          Киев 0/147 Возврат в аэропорт, не вышла левая стойка шасси, грубая посадка
13.10.92              85528          Владивосток 0/67 Не смог взлететь из-за перегруза
15.12.92              85105          Ереван 0/154 Грубая посадка
19.01.93              85533          Дели 0/165 Грубая посадка из-за ошибки пилота, промахнувшегося мимо ВПП
08.02.93               EP-ITD        около Тегерана 2+131/131 Столкнулся с истребителем в воздухе
22.09.93               85163         
Сухуми 108/132 Сбит ракетой в ходе Абхазской войны
25.12.93               85296         Грозный 0/172 Грубая посадка — подломилась носовая стойка шасси. Уничтожен на ремонтной стоянке в ходе авиаудара 1 декабря 1994 года
03.01.94               85656          Иркутск 1+125/125 Пожар двигателя при взлёте, вызвавший отказ гидросистем
06.06.94               B-2610       Сиань 160/160 Развалился в воздухе из-за перегрузок при неверно настроенном автопилоте
21.01.95               85455         Карачи 0/117 Не смог взлететь из-за перегруза, вылетел за пределы ВПП
07.12.95               85164         Хабаровск 97/97 Несимметричная перекачка топлива из баков; по ошибке КВС увеличил образовавшийся правый крен и полет стал неуправляемым
29.08.96               85621         Лонгйир 141/141 Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа.
13.09.97               11+02         Намибия 24/24 Военный. Столкнулся в воздухе с другим самолетом
15.12.97               85281         Шарджа 85/86 « Сел», не долетев до ВПП. Ошибка экипажа.
29.08.98               CU-T1264   Кито 10+70/91 Прервал взлет из-за неисправных двигателей, вылетел за пределы ВПП
24.02.99                B-2622       Жуйань 61/61 При снижении произошел отказ техники
04.07.00                HA-LCR      Салоники 0/76 Не смог уйти на второй круг из-за резкого торможения, чтобы не столкнуться с другим самолётом на занятой ВПП
03.07.01                85845         Иркутск 145/145 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования
04.10.01               85693          над Чёрным морем 78/78 Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях 12.02.02                EP-MBS      Хорремабад 119/119 Разбился при снижении
20.02.02                EP-LBX       Мешхед 0/н.д. Грубая посадка. Поврежден при ремонте во Внуково, списан.
01.07.02                85816         Германия 69/69 Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибки диспетчера.
24.08.04                 85556        Миллерово 46/46 взорван в воздухе террористом-смертником
22.08.06                 85185        
Донецк 170/170 Ошибка КВС: попытка облёта грозового фронта сверху на предельной высоте. «Плоский штопор».
01.09.06                EP-MCF      Мешхед 29/147 При посадке лопнула шина, вылетел за пределы ВПП и загорелся
30.06.08                 85667        Пулково 0/112 Пожар двигателя при взлёте. Взлёт прерван, машина списана 15.07.09                 EP-CPG      у Казвина 168/168 Упал через 16 минут после взлета, из-за отказа двигателя.

Самолет-музей на ВВЦ

Самым известным в СНГ бортом Ту-154 был единственный сохранившийся опытный образец лайнера (бортовой номер 85005, 1968 года выпуска) — наземный музей, стоявший почти сорок лет на территории б. ВДНХ, перед бывшим павильоном «Авиация и космонавтика». За время своего существования самолёт-музей посетило несколько миллионов человек; был допуск посетителей в кабину пилотов и можно было посидеть за штурвалом лайнера. Почти все экспонаты, составлявшие экспозицию павильона, были утрачены в 1994—1996 годах. Среди них — макеты первых советских спутников. Такая же участь постигла и Ту-154.

13 сентября 2008 года борт был распилен на металлолом (по утверждению пресс-службы ВВЦ, «демонтирован и вывезен», по утверждению очевидцев, «на ВДНХ рушили самолёт… Не разбирали, не увозили, не убирали втихаря под покровом ночи, а именно рушили, в выходной, днём, при большом стечении народа, рушили то, что я знаю и люблю с детства, то, что для меня и для многих является символом ВДНХ».. Предлог — освобождение занимаемой площади для постройки офисно-развлекательного центра под названием «Город науки, образования и инноваций», хотя ещё весной 2008 года пресс-секретарь ВВЦ Олег Гладышев опровергал возможность демонтажа самолётов. Предположительно, та же судьба ждёт Як-42 и макет ракеты-носителя «Восток»
Уничтожение самолёта вызвало бурную негативную реакцию в блогах и форумах рунета.

После уничтожения самолёта заместитель начальника ВВЦ Алан Кудинов сообщил, что на месте Ту-154 будет установлен Sukhoi Superjet 100, однако директор по связям с общественностью компании «Гражданские самолёты Сухого» Ольга Каюкова сообщила корреспондентам «Вестей», что никаких переговоров по поводу установки SSJ на ВВЦ не велось.
 

Категория: Авиатехника | Добавил: Berkut
Просмотров: 7587 | Загрузок: 0
Поиск


Наш баннер
Мы будем вам очень признательны за размещение нашего баннера у вас на сайте




Друзья сайта

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования
Dream Air © 2010-2017     Сайт создан в системе uCoz