Авиация меж небом и землей

Авиация меж небом и землей

Последние несколько лет ознаменовались значительным количеством авиакатастроф в России и мире. Несмотря на шок и трагизм крушений самолетов, статистические данные сухо утверждают: воздушный транспорт – самый надежный. Почему тогда так много катастроф? Стоит ли бояться полетов? Разбираемся.

Что говорит статистика?

Существует ряд методов определения смертности по видам транспортных средств. Чаще всего используется вычисление количества погибших людей на выбранную часть проделанного пути. Отправная дистанция – 100 млн миль (около 160 млн км). Вероятность гибели на борту самолета равна 0,6 человека на каждые 160 миллионов километров. Цифра крайне мала, не правда ли?

На втором месте после самолета по безопасности располагается поезд – 0,9 человека на аналогичный отрезок пути. Третье занимает самый популярный и востребованный транспорт – автомобиль. Предполагается, что наиболее надежный транспорт – космический, так как ни один человек не погиб на борту космического корабля (исключительно при взлете либо посадке).

Люди, панически боящиеся летать, страдают аэрофобией (около 40% пассажиров). По расчетам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на 1 миллион рейсов происходит лишь 1 инцидент. А потому лететь пассажирским самолетом не представляет опасности.

Факторы безопасности полета

Что определяет надежность воздушно-транспортного средства? Регулярное усовершенствование авиационных конструкций, наладка систем, предрейсовая проверка судна, проводимая инженерно-техническим персоналом и членами экипажа, установка запасных, дублирующих систем, гибкость в тактике посадки на случай экстренных обстоятельств, тренировка экипажа и щепетильное медицинское обследование персонала.

Как показывает практика, ключевая угроза сохранности жизни на борту во время полета – это недостаточность действий, которые совершает командно-летный и инструкторский состав на земле, а не в небе. Речь о профессиональной подготовке и поддержании уровня компетенций летчиков, бортовых инженеров, штурманов, стюардов, а также о выдаче допусков к работе.

Если самолет безопасен, почему так много катастроф?

Миллионы людей предпочитают верить не статистическим данным, а собственным ощущениям тревоги, панике при встряске судна, рассказам летавших друзей-аэрофобов и травмирующим репортажам с мест трагедий. Любое авиационное происшествие широко освещается в СМИ с подробным рассказом о жертвах, причинах, следствии, с демонстрацией шокирующих фото и общим нагнетанием трагизма. Об автомобильных авариях, происходящих в сотни раз чаще, мы не слышим (или не хотим слышать), а вот крушение воздушных судов всегда сопряжено с массовой гибелью, и абстрагироваться от этого куда сложнее. Оттого нам кажется, что аварий самолетов происходит много, а вовсе не 1 на 1 млн полетов.

Мероприятия по безопасности полета

Приоритет в разработке мировым сообществом программ профилактики катастроф – это снижение негативного воздействия человеческого фактора. Уже упомянутая ICAO определяет безопасность как состояние, характеризующееся снижением авиационных рисков до приемлемого и контролируемого уровня.

В 2017 году организация разработала двухгодичный план обеспечения надежности полетов. Он предполагает внедрение республиками планеты устойчивых систем контроля безопасности с акцентом на человеческий фактор. Ошибка пилота в данном контексте не означает упущение одного лица, а связана с техническими возможностями и требованиями к персоналу. Три ключевых направления плана:

  • сокращение количества авиакатастроф, произошедших по причине столкновения исправного самолета с наземными объектами – CFIT;
  • гарантия безопасности работ на взлетно-посадочных полосах;
  • уменьшение количества аварий, которые обусловлены потерей управления судном.

Авиаперевозчики стараются гарантировать полную полетную безопасность и занимаются постоянной доработкой моделей летательных аппаратов. Разумеется, усложненность технических параметров самолета делает сложнее и его пилотирование. К подготовке командиров и экипажа, качеству их компетенций, глубине и специфике знаний, аналитическим способностям персонала предъявляются повышенные требования. От этого зависит оперативное реагирование команды на любые изменения в процессе полета, адекватные ситуации действия, сохранность жизни пассажиров и целостности лайнера.

Человеческий фактор

Помимо сбоев бортовой техники, причиной трагических происшествий становятся слабые пилотажные навыки, излишняя самонадеянность, невнимательность и физическое утомление летчиков. Зачастую бездействие командира, его растерянность, промедление, отсутствие опыта и податливость психологическому давлению приводит к страшным последствиям и человеческим жертвам.  

К успокоению пассажиров следует отметить: по статистике, недостаток профессиональной подготовки пилота и несоответствие его реакции чрезвычайной ситуации не входят в рейтинг распространенных зарегистрированных причин крушений.