747 - 100 Boeing
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности
В 1962 г. в США была начата конкурсная программа разработки тяжелого транспортного самолета CX-HLS для ВВС. В этой программе участвовали фирмы "Боинг", "Локхид" и "Дуглас". Победителем в 1965 г. был выбран проект Локхид С-5 "Гелакси".Во второй половине 1960-х годов обострилась ситуация с перегруженностью аэропортов в связи с ростом объема авиаперевозок. Увеличение частоты вылетов ограничивалось возможностями служб УВД. В связи с этим фирма "Боинг" предложила авиакомпаниям самолет "модель 747", который мог перевозить более 350 пассажиров на расстояние более 8000 км. Новый самолет создавался на основе проекта транспортного самолета CX-HLS.
После изучения нескольких компоновок фирма "Боинг" выбрала схему, ставшую характерной для всего семейства самолетов 747. Среди особенностей самолета: верхняя пассажирская кабина в передней части фюзеляжа и четыре основные опоры шасси. Самолет 747 стал первым в мире широкофюзеляжным пассажирским самолетом, в кабине которого между креслами было сделано два прохода. В апреле 1966 г. авиакомпания "Пан Америкой" подписала контракт на поставку 25 самолетов 747-100, после чего в июле фирма официально начала программу разработки. Предвидя потенциальные возможности самолета 747, фирма параллельно создавала грузовой и грузопассажирский варианты. Для сборки самолетов в Пейн-Филде недалеко от г. Эверетт (штат Вашингтон) был построен самый крупный в мире сборочный авиационный комплекс. Первый полет опытного самолета 747-100 состоялся 9 февраля 1969 г. В середине декабря 1969 г. авиакомпания "Пан Америкен" получила первый самолет, а в конце декабря самолет был сертифицирован FAA. В 1978 г. начался выпуск самолета 747-100В, отличавшегося увеличенной взлетной массой (что потребовало усиления конструкции планера и шасси) и возможностью использования различных двигателей тягой по 22-23 тс.
Оборудование
На самолете установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации данных. Комплекс соответствует стандартам ARINC 530 и 570.
Двигатели
ТРДД Пратт-Уитни JT9D-7A (4 х 20925 кгс),
Rolls-Royce RB211-524B2 (4 x 22,545 кгс),
или GE CF6-45A2 (4 x 20,925 kg)
Уровень шума
ЕРN дБ: при взлете - 106-109, сбоку от ВПП - 98-99, при заходе на посадку - 106-107
Состояние
Самолеты семейства 747 выпускаются серийно с 1969 г. К началу 1997г. было продано 1258 самолетов различных модификаций, поставлено 1097. Данная модификация выпускалась с 1969-1976 гг.; всего построено 205 самолетов.
Размеры
размах крыла (м) 59,64
длина самолета (м) 70,66
высота (м) 19,33
площадь крыла (кв.м) 510,9
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 37,5o
максимальная ширина фюзеляжа (м) 6,1
диаметр фюзеляжа (м) 6,5
Число мест
экипаж 3
пассажиров в кабине трех классов 366
пассажиров в кабине двух классов 452
максимальное 490
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 57
максимальная ширина (м) 6,13
максимальная высота (м) 2,54
объем (куб.м) 789
Массы и нагрузки
взлетная (т) 333,4
пустого снаряженного (т) 162
самолета без топлива (т) 238,8
платная нагрузка (т) 76,8
посадочная (т) 255,8
запас топлива (т) 183380
дополн.сведения Объем грузовой кабины 173.5 кв.м. или 155,6 кв.м., что позволяет размещать:
для варианта 173.5 кв.м. - 30 контейнеров LD-1;
для варианта 155,6 кв.м. - 5 палет, 14 контейнеров LD-1 + доп. объем. (объем одной палеты - 244 см x 318 см)
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 895
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 8560
дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 385 составляет 8700 км.
эксплуатационный потолок (м) 13720
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 3050