747 - 400

747 - 400                         Boeing 

 

Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности 

В октябре 1985 г. фирма "Боинг" объявила о разработке усовершенствованной модификации самолета 747-300. Новый вариант отличается от предыдущих не только удлиненной верхней пассажирской кабиной (как на самолете 747-300), но и увеличенным на 3,66 м размахом крыла (на концах которого расположены вертикальные аэродинамические поверхности высотой 1,8 м), двухместной кабиной экипажа, наличием цифрового комплекса авионики EFIS и более мощными ТРДД, оснащенными электронной системой управления FADEC. В конструкции крыла применены сплавы, используемые на самолетах Боинг 757 и 767, в результате чего масса конструкции снижена на 2,7 т.Первый полет опытного самолета (с ТРДД PW4056) состоялся 29 апреля 1988 г., в начале января 1989 г. самолет был сертифицирован, и в конце того же месяца авиакомпания "Нортуэст Эрлайнз" получила первый самолет. В мае 1989 г. был сертифицирован самолет с ТРДД фирмы "Дженерал Электрик", а в июне 1989 г. - с двигателями фирмы "Роллс-Ройс". 

Грузовой вариант 747-400F предназначен для перевозки грузов массой до 110 т. Данный самолет (под обозначением С-33А) рассматривается ВВС США как резерв стратегической транспортной авиации (программа NDAA). В конце 1993 г. фирма "Боинг" предложила увеличить взлетную массу самолета 747-400 сначала до 397,2 т, а затем до 417,6 т. Но для этого потребовалось значительное усиление конструкции, и фирма прекратила дальнейшие работы. В начале 1990-х годов появился проект самолета 747-Х, который по числу мест должен был занять место между самолетом 747-400 и перспективным самолетом VLCT на 600-700 мест. В 1995 г. фирма "Боинг" предложила два варианта самолета с новым крылом размахом около 74 м. Вариант 747-500Х представлял собой незначительно удлиненный самолет 747-400 и мог в кабине трех классов перевозить 440-450 пассажиров. Вариант 747-600Х имел фюзеляж длиной 80 м и предназначался для перевозки в кабине трех классов почти 550 пассажиров. В начале 1997 г. фирма "заморозила" работы по этим проектам. 

Оборудование 
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS с шестью цветными многофункциональными дисплеями. Имеются автоматизированная система самолетовождения FMS, разработанная фирмами "Ханиуэлл" и "Сперри", а также центральная ЭВМ для непосредственного диагностирования бортовых систем в полете. 

Двигатели 
ТРДД Дженерал Электрик CF6-80C2B5F (4 х 27945 кгс), Пратт-Уитни PW4062 (4 х 28710 кгс) 
или Роллс-Ройс RB211-524H (4 х 26990 кгс) 

Уровень шума 
соответствует нормам ИКАО, глава 3 

Состояние 
Выпускается серийно с 1989 г. К началу 1997 г. было продано 437 самолетов данной модификации, поставлен 291. 

Размеры 
размах крыла (м) 64,4 
длина самолета (м) 70,6 
высота (м) 19,4 
площадь крыла (кв.м) 524,9 
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 37,5o 
максимальная ширина фюзеляжа (м) 6.1 
диаметр фюзеляжа (м) 6,5 

Число мест 
экипаж 2 
пассажиров в кабине трех классов 416 
пассажиров в кабине двух классов 524 
максимальное 660 

Размеры пассажирской кабины 
длина (м) 57 
максимальная ширина (м) 6,13 
максимальная высота (м) 2,54 
объем (куб.м) 885,4 

Массы и нагрузки 
взлетная (т) 396,89 
пустого снаряженного (т) 181,62 
самолета без топлива (т) 242,68 
платная нагрузка (т) 62,87 
посадочная (т) 285,77 
запас топлива (т) 216840 
дополн.сведения Возможно увеличение запаса топлива до 216900 л за счет дополнительных баков в горизонтальном оперении. 
Объем грузовой кабины 170.5 м3 или 151 м3, что озволяет размешать: 
170.5 м3 = 30 контейнеров LD-1; 
151 м3 = 5 палет, 14 контейнеров LD-1 + доп. объем. (одна палета = 244 см x 318 см) 

Летные данные 
крейсерская скорость (км/ч) 910 
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 13570 

дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 400 составляет 11100 км. 

эксплуатационный потолок (м) 10700 
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 3350