Авиакомпании не хотят уравнивания с автобусами

Авиакомпании не хотят уравнивания с автобусами

Авиаперевозчики выступают против распространения их опыта страхования гражданской ответственности на все виды транспорта

Российские авиакомпании рискуют в следующем году лишиться гарантированной страховой защиты своих интересов в случае катастроф и других происшествий. Это произойдет, если законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров вступит в силу в нынешней редакции. Документ находится в Госдуме больше года, но после катастрофы теплохода "Булгария" рассмотрение проекта было активизировано.

Сейчас обязательное страхование гражданской ответственности при выполнении внутренних воздушных перевозок установлено Воздушным кодексом. Такая модель действует в течение трех лет. А вот новый законопроект не отвечает продекларированной в нем же задаче защиты имущественных интересов перевозчика и даже может ухудшить их положение, считает президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Илья Кабачник.

Речь идет о том самом документе, который призван установить единый для всех видов транспорта размер компенсации в случае смерти или причинения вреда здоровью пассажира - 2 млн рублей. Именно такой размер страховых выплат сейчас действует на воздушном транспорте. Законопроект распространяет это правило на все виды транспорта, включая метро, трамваи, автобусы. Предполагается, что он может вступить в силу с 1 октября 2012 года. Пока же законопроект готовится ко второму чтению, которое может пройти сразу после новогодних каникул.

Авиаперевозчиков больше всего беспокоит статья документа, где речь идет о регрессных требованиях. То есть, возможны ситуации, когда страховая компания выплатит деньги пассажирам, а потом предъявит регрессный иск к перевозчику, то есть к компании, которую она же и застраховала. Это может произойти в случае, если транспортным средством управляло лицо, находившееся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, или лицо, не выполнившее требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Также регрессия возможна и при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии его неисправностей.

В результате, авиакомпании могут столкнуться с крупными выплатами, нести которые они не готовы. В Минтрансе не смогли прокомментировать законопроект.

- Нужно признать, что различий между разными видами транспорта больше, чем сходства, и эти различия неминуемо приводят к противоречиям при попытке втиснуть все виды транспорта в единую схему, - рассуждает Кабачник. - Каким образом эти положения законопроекта применимы к воздушному транспорту? Кто управляет самолетом - командир, второй пилот, штурман, стюардесса? И о какой защите интересов перевозчика может идти речь, если при происшествии, вызванном неисправностью самолета, вся тяжесть ложится на авиакомпанию? А привязывать опьянение к факту происшествия - это просто безумие.

Если бы закон в этом году уже работал, то как минимум в случае двух громких авиакатастроф у авиакомпаний могли бы возникнуть проблемы со страховщиками. Уже известно, что у штурмана самолета Ту-134, потерпевшего катастрофу под Петрозаводском, было выявлено алкогольное опьянение, а пилот разбившегося Як-42 под Ярославлем употреблял психотропный препарат - фенобарбитал.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) также выразила озабоченность возможными негативными последствиями для авиационной отрасли в случае принятия законопроекта в нынешней редакции.

- В российской гражданской авиации существует эффективная и устойчивая система страхования гражданской ответственности авиаперевозчика за причинение вреда пассажиру, которая соответствует общепринятой международной практике и обеспечивает гарантии для потерпевших в объемах, не ниже предусмотренных в проекте, - считают в ассоциации.

У авторов законопроекта свои резоны. Основная цель законопроекта - защита интересов пассажиров путем обеспечения гарантированного возмещения им вреда, причиненного при перевозке, независимо от вида транспорта и характера перевозки, говорится в пояснительной записке к документу. Размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4 - 10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае приченения вреда здоровью. Авторы документа рассчитывают, что в результате безопасность на транспорте повысится, поскольку компании будут заинтересованы в том, чтобы направлять средства на снижение аварийности и повышение безопасности перевозок.

Источник: газета «Известия»

Автор: Евгений Девятьяров