BAC 111 - 500

BAC 111 - 500             British Aerospace 

Пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности 

Представляет собой дальнейшее развитие самолетов БАК 111 -300 и -400, отличаясь увеличенными размерами.Опытный самолет БАК 111 -500 совершил первый полет 30 июня 1967 г. В августе 1968 г. завершилась его сертификация, и практически одновременно начались поставки. 

В 1975 г. между фирмой БАК и румынским государственным предприятием IRMA было подписано соглашение о сотрудничестве в производстве самолетов БАК 111 -500. Первоначально в Румынии изготовлялись отдельные элементы планера самолета с последующей отправкой в Великобританию на завод фирмы БАК. В 1979 г. фирма "Бритиш Аэроспейс" (в состав которой вошла фирма БАК) подписала с румынской фирмой "Ромаэро" соглашение, разрешившее выпускать самолет по лицензии. Первый лицензионный самолет был построен в августе 1982 г., а в сентябре начались его летные испытания. Всего фирма "Ромаэро" построила девять самолетов (данная модификация выпускалась под обозначением 111 -560, а самолет БАК 111 -400 - под обозначением 111 -495) для румынских авиакомпаний "Таром" и "Ромавиа". В 1980-х годах в связи с принятием более ужесточенных норм по шуму фирма "Бритиш Аэроспейс" начала попытки по оснащению самолетов БАК 111 шумоглушащими устройствами на гондолах ТРДД. В результате многолетних исследований и испытаний только весной 1997 г. должны были начаться летные испытания самолета БАК 111 -500 с комплектом шумоглушащих устройств QNC. Сертификация самолета с этим комплектом намечена на конец 1998 г. В 1982 г. фирма " Ромаэро" провела переговоры с американской фирмой "Ди Говард" относительно замены на самолетах 111 -560 старых двигателей более экономичными ТРДД Роллс-Ройс "Тэй" 650 (2 х 6810 кгс). Кроме того, кабину экипажа предполагалось оснастить цифровым комплексом авионики EFIS производства американской фирмы "Ханиуэлл". Модифицированный вариант самолета получил обозначение "Эйрстар" 2500. В связи с тем, что правительство Румынии отказалось финансировать эту программу, все работы по ней к концу 1980-х годов были прекращены. В 1993 г. была предпринята попытка возобновить программу модернизации после того, как фирма "Ромаэро" получила от американской авиакомпании "Киви Интернешнл" заказ на переоснащение 16 самолетов, находившихся у нее в эксплуатации. Первый переоборудованный самолет предполагалось передать в 1995 г., но румынское правительство снова не обеспечило финансирование. По мнению фирмы "Ромаэро", самолет "Эйрстар" 2500 достаточно конкурентоспособен на мировом рынке и по ряду параметров превосходит однотипный самолет Фоккер 100. 

Оборудование 
Самолет оснащен стандартным комплексом авионики с электромеханическими средствами вывода информации. 

Двигатели 
ТРДД Роллс-Ройс "Спей" Mk.512-14DW (2 х 5700 кгс) 

Уровень шума 
соответствует нормам ИКАО, глава 2 

Состояние 
Выпускался серийно в 1968-1977 гг. В конце 1996 г. в эксплуатации находилось 57 самолетов данной модификации. 

Размеры 
размах крыла (м) 28,5 
длина самолета (м) 32,61 
высота (м) 7,47 
площадь крыла (кв.м) 95,78 
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 20o 
диаметр фюзеляжа (м) 3,4 

Число мест 
экипаж 2 
максимальное 119 

Размеры пассажирской кабины 
длина (м) 21,44 
максимальная ширина (м) 3,16 
максимальная высота (м) 1,98 

Массы и нагрузки 
взлетная (т) 47,4 
пустого снаряженного (т) 24,45 
самолета без топлива (т) 36,74 
платная нагрузка (т) 12,28 
посадочная (т) 39,46 
запас топлива (т) 14020 
дополн.сведения По желанию заказчика возможно увеличение запаса топлива до 17200 л. 

Летные данные 
крейсерская скорость (км/ч) 850 
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 2780 

эксплуатационный потолок (м) 10670 
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 2280/1450