BAe 146 - 100

BAe 146 - 100                      British Aerospace 

Пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности 

В конце 1960-х годов фирма "Хоукер Сиддли" (в апреле 1977 г. вошла в состав корпорации "Бритиш Аэроспейс") начала исследования проекта пассажирского реактивного самолета, предназначенного для замены созданного в 1950-х годах турбовинтового самолета HS748. Фирма планировала создать самолет, способный эксплуатироваться с коротких ВПП и обладающий низким уровнем шума. После оценки различных вариантов была выбрана схема с высокорасположенным крылом умеренной стреловидности, Т-образным оперением и четырьмя ТРДД на пилонах под крылом. Для сокращения длины разбега на самолете применили развитую механизацию задней кромки крыла, более 60% размаха которой занимают закрылки Фаулера.В августе 1973 г. фирма "Хоукер Сиддли" впервые сообщила, что приступает к разработке самолета HS146, которая будет в значительной степени финансироваться правительством. Однако из-за финансовых и политических проблем разработка самолета стала сильно затягиваться и в конце 1977 г. оказалась под угрозой полного прекращения. Причем сторонником продолжения работ выступало правительство. Только в июле 1978 г. совет директоров корпорации "Бритиш Аэроспейс" принял решение об официальном начале программы разработки самолета, получившего к тому времени обозначение ВАе 146. 

Была намечена разработка двух вариантов: ВАе 146-100 и удлиненного варианта ВАе 146-200. Первый опытный самолет ВАе 146-100 выполнил первый полет 3 сентября 1981 г. В конце мая 1983 г. самолет был сертифицирован в Великобритании и сразу же начались его поставки. На основе пассажирского самолета был создан грузовой вариант ВАе 146-100QT, имеющий с левого борта фюзеляжа за крылом грузовую дверь размером 2,92 х 1,98 м. Серийно такие самолеты не строились, а переоборудовались в США на фирме "Хайес Интернешнл". Во второй половине 1980-х годов два самолета ВАе 146-100 были построены в варианте СС.Мк.2 специально для обслуживания королевы Великобритании и членов ее семейства, а также премьер-министра и некоторых членов правительства. На основе исходного самолета были разработаны варианты ВАе 146-200 и ВАе 146-300, рассчитанные на большее число мест. В 1990-х годах появились усовершенствованные модификации RJ70, RJ85, RJ100H RJ115, выпускаемые в настоящее время европейским консорциумом AIR. 

Оборудование 
Самолет оснащен стандартным комплексом авионики с электромеханическими средствами вывода информации. 

Двигатели 
ТРДД Эллайд Сигнал ALF 502R-5 (4 х 3160 кгс) 

Уровень шума 
ЕРN дБ: при взлете - 83, сбоку от ВПП - 87,5, при заходе на посадку - 95,6 

Состояние 
Выпускался серийно в 1983-1989 гг. Всего был построен 221 самолет ВАе 146 в различных модификациях, из которых поставлено 219. Оставшиеся два самолета находятся на консервации на заводе фирмы. 

Размеры 
размах крыла (м) 26,34 
длина самолета (м) 26,19 
высота (м) 8,61 
площадь крыла (кв.м) 77,3 
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 15o 
диаметр фюзеляжа (м) 3,56 

Число мест 
экипаж 2-3 
максимальное 82-93 

Размеры пассажирской кабины 
длина (м) 15,42 
максимальная ширина (м) 3,38 
максимальная высота (м) 2,02 

Массы и нагрузки 
взлетная (т) 38,1 
пустого снаряженного (т) 23,37 
самолета без топлива (т) 31,07 
платная нагрузка (т) 7,7 
посадочная (т) 35,15 
запас топлива (т) 11730 
дополн.сведения По желанию заказчика возможно увеличение запаса топлива до 12910 л. 

Летные данные 
крейсерская скорость (км/ч) 790 
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 1730 

с платной нагрузкой (т) 5,4 дальность с платной нагрузкой (резервы те же) 3090 км. 

эксплуатационный потолок (м) 9145 
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1220