Dash 8 - 100B De Havilland
Пассажирский самолет для местных авиалиний
В 1980 г. фирма "Де Хэвилленд" (с 1986 г. входит в корпорацию "Бомбардье") приступила к разработке пассажирского самолета для местных авиалиний. В это время многие авиационные фирмы мира стали проектировать высокоэкономичные турбовинтовые самолеты нового поколения для местных авиалиний. Самолет создавался на основе конструкции 50-местного самолета "Дэш" 7 за счет уменьшения длины фюзеляжа и установки более совершенного крыла. На начальном этапе программы самолет имел обозначение "Дэш" X. Особенностью самолетов семейства "Дэш" 8 является их возможность эксплуатироваться с коротких ВПП, а также низкий уровень шума.Первый полет опытного самолета состоялся 20 июня 1983 г. Самолет был сертифицирован в Канаде в конце сентября 1984 г., а позднее в США по нормам FAA. Поставки самолета начались в октябре 1984 г.
Фирма "Де Хэвилленд" выпускала в ограниченном количестве административный варианта самолета, который может перевозить 15-17 пассажиров с багажом на расстояние почти 2450 км. Для министерства обороны Канады было построено шесть самолетов в варианте "Дэш" 8М, которые используются для подготовки штурманов и транспортных перевозок. Первые партии серийных самолетов выпускались в модификации "Дэш" 8-100А с двигателями PW120A и взлетной массой 15,65 т. Дальность полета этого самолета составляла 1410км. В 1992 г. фирма "Де Хэвилленд" начала выпуск модификации "Дэш" 8-100В с двигателями PW121A. Самолет "Дэш" 8-100 стал исходным самолетом в семействе самолетов "Дэш" 8. На его основе были разработаны модификации "Дэш" 8-200 и "Дэш" 8-300, находящиеся в серийном производстве, и проект самолета "Дэш" 8-400.
Оборудование
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики SPZ-8000 американской фирмы "Ханиуэлл", в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи.
Двигатели
ТВД Пратт-Уитни Канада PW121А (2 х 2150 л.с.). Диаметр воздушных винтов - 3,96 м.
Уровень шума
ЕРN дБ: при взлете - 80,8, сбоку от ВПП - 86,3, при заходе на посадку - 94,7
Состояние
Самолеты "Дэш" 8-100 строились серийно в 1984-1996 гг. К июню 1997 г. было продано 297 самолетов, из которых 295 поставлено. Данная модификация выпускалась в 1992-1996 гг. Всего к середине 1997 г. получено заказов на 517 самолетов "Дэш" 8 различных вариантов; поставлено 460.
Размеры
размах крыла (м) 25,91
длина самолета (м) 22,25
высота (м) 7,49
площадь крыла (кв.м) 54,35
диаметр фюзеляжа (м) 2,69
Число мест
экипаж 2
максимальное 37-39
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 9,1
максимальная ширина (м) 2,49
максимальная высота (м) 2,03
объем (куб.м) 39,4
Массы и нагрузки
взлетная (т) 16,46
пустого снаряженного (т) 10,27
самолета без топлива (т) 14,51
платная нагрузка (т) 4,2
посадочная (т) 15,37
запас топлива (т) 3160
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 490
дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 37 составляет 1520 км.
эксплуатационный потолок (м) 7620
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 990