Dassault Falcon 50

Dassault Falcon 50

Административный самолет Dassault Falcon 50 является логическим развитием Dassault Falcon 20 и предназначен для пересечения дальних расстояний благодаря трем двигателям.

Разработка и производство

Dassault Falcon 50 был спроектирован в начале 70-х годов на базе своего «предка» Dassault Falcon 20 и стал основой для усовершенствованной модификации Falcon 50 EX. Компания предполагала создание такого самолета, который мог бы пересечь океан – это значительно расширило бы круг его операторов. Чтобы достичь таких летных возможностей необходимо было оснастить судно бóльшим объемом топливных резервуаров и усилить крылья, а также оборудовать самолет тремя моторами. К тому же, на такие летательные аппараты к моменту запуска не действовали ограничения касательно полетов в часовой близости от аэропортов, как на их двухмоторных собратьев.

Дебютный взлет прототипа в 1976-м осуществили авиаторы Hervé Leprince-Ringuet и Gérard Joyeuse на аэрокомплексе в Бордо. Спустя месяц было принято стратегическое решение создать сверхкритическое крыло, оснащенный которым джет поднялся в воздух уже через год. Такие скоростные крылья стали новшеством, а самолет Falcon 50 – первым коммерческим воздушным судном, оборудованным ими. В последующих моделях бренда конструкция практически не подвергалась изменениям ввиду своей идеальности. В 1976 году стартовал серийный выпуск воздушно-транспортных средств, производство которых разделили между собой компании Dassault и Aérospatiale: первая производила крылья и совершала финишную сборку в Бордо, а вторая выпускала фюзеляж в Сент-Назаре.

В 1995 году корпорация анонсировала выпуск Falcon 50 EX. Всего два года понадобилось для налаживания выпуска и продаж заказчикам. Эта модель, оборудованная мощным двигателем Garrett TFE731-40, полностью заменила собой пятидесятый «Фалкон». Аппарат демонстрировал внушительную мощность на высоте и работал на 7% эффективнее предыдущего мотора, требуя более редкого технического обслуживания, нежели Falcon 50. Кабина летчиков была улучшена прогрессивной бортовой электроникой Rockwell Collins Pro-Line 4 с CRT-EFIS-дисплеями. Опциональной «фишкой» был надголовный экран, характерный для истребителей.

Продолжателями линейки стали Dassault Falcon 7X и Falcon 900. Ближайшим эквивалентом по характеристикам и назначению является нишевый конкурент Hawker 800.

Летно-технические характеристики

Низкоплан Dassault Falcon 50 отличался змеевидным каналом для третьего мотора Garret TEF731-3-1C (TFE731-40 – в 50 ЕХ). При полетной дальности 5830 км (6047 км в версии ЕХ) самолет используется военными и на более длинные дистанции (сверх 6400 км) – при снижении нагрузки и грамотном расчете топлива. Взлетный максимум бизнес-джета равен 17,6 (18) тоннам. Круизная скорость джета составляет максимальные 888 км/ч, приборная равна 915 км/ч.

Салон самолета в высоту составляет 177 см, его ширина – 186 см. Здесь могут спокойно разместиться 8 или 9 человек при экипаже из 2 пилотов. Интерьер включает в себя багажное отделение объемом 2 кубометра.

Операторы Dassault Falcon 50 (50 ЕХ)

В разное время комфортабельное и мощное воздушно-транспортное средство эксплуатировалось (и используется поныне) такими государствами планеты, как: Франция, Иран, Италия, Марокко, Португалия, Южная Африка, Венесуэла – военно-воздушные силы, Украина – компания CABI, и Швейцария – Федеральный совет.