Dornier 328 Jet

Разработчик: Dornier 
Страна: Германия 
Первый полет: 1998 
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет 

В июне 1996-го американская компания "Фэйрчайлд Эрспейс" купила у DASA ее отделение "Дорнье". Объединенная компания получила название "Аэрокосмическая корпорация Фэйрчайлд". Когда ее президент Д.Робинсон спросил руководителя проекта Do 328 Р.Биренбаха, не думал ли он о реактивном варианте, тот показал пачку документов с проработками именно такой машины, отвергнутой прежним руководством компании. Руководитель "Аэрокосмической корпорации Фэйрчайлд" Карл Алберт хорошо знал, что рынок изменился, и принял революционное решение. Он закрыл проект удлиненного 48-местного варианта Do 328-200 и сосредоточил все силы на разработке варианта самолета с реактивными двигателями PW306B на пилонах под крылом - Do 328-300. О начале проектирования лайнера, названного Do.328JET, объявили в феврале 1997-го. С этого времени самолеты германского отделения перестали именоваться Do, в прессе их неофициально называют FD. На самолете усилили крыло из-за более тяжелых моторов, увеличили его хорду на 0,1 м за счет закрылков. Предусмотрена установка устройства реверса тяги. Для полетов в Европе или регионах, где местные правила делают убыточной эксплуатацию тяжелых лайнеров, предлагается вариант с максимальной взлетной массой менее 15 т. Самолет создан для быстрой оборачиваемости в аэропортах: пассажиры покидают самолет по встроенному трапу, а с другой стороны уже загружается бортпитание. Для багажа и груза предназначен задний люк. Подготовка к вылету занимает менее 20 мин., все места для обслуживания самолета наземным персоналом находятся достаточно далеко от трапа и грузовых люков. Авионика - из интегрированной серии "Примус 2000" фирмы "Ханиуэлл" включает метеолокатор "Примус 880", системы предупреждения об опасном сближении с землей и с самолетами в воздухе. Возможна установка пилотажного индикатора на уровне головы, что улучшает условия взлета и посадки ночью и в сложных метеоусловиях. Установка реактивных двигателей увеличила максимальную крейсерскую скорость с 620 до 740 км/ч. Выкатка 328JET состоялась в декабре 1997-го, а первый полет - в январе следующего года. В сертификационных испытаниях участвовали четыре самолета, которые налетали 1560 час, в том числе 460 - в перелетах и на различных показах. Всего на самолетах выполнено 950 полетов и 200 циклов наземных испытаний. Сертификат типа Европейской объединенной администрации по летной годности (JAA) на 328JET получен в июле 1999-го, как на развитие турбовинтового варианта. Сертификат типа по американским федеральным авиационным правилам FAR-25 получен спустя неделю. К этому времени на самолет поступило 162 заказа и опциона, включая деловой вариант "Энвой 3", общей стоимостью 1,93 млрд долл. Стоимость программы модернизации Do 328 в 328JET составила менее 100 млн. долл., цена самолета - около 11 млн. долл. Стартовым покупателем 328JET стала американская авиакомпания "Скайу-эй Эрлайнс", заказавшая пять самолетов и сделавшая заявку еще на десять. Первые две машины ей поставлены в августе 1999-го. Третий серийный самолет получила компания "Шелл Петролеум". В сентябре того же года первые 328JET передали европейской авиакомпании "Тиролиэн Джет Сервис" (Австрия). К этому моменту фирма получила 175 заказов и заявок на 328JET и на новый 428JET - 95, общей стоимостью 3,5 млрд. долл. В начале ноября китайская авиакомпания "Хайнань Эрлайнс" получила свой первый 328JET из девятнадцати. В декабре самолет появился и на Таити в авиакомпании "Ванэйр", которая стала девятым эксплуатантом 328JET В 1999-м "Фэйрчайлд Эрспейс" получила заказов на 178 самолетов, включая 78 328JET, 40 428JET и 60 проектируемых 728JET Это составило треть от 543 заказов в мире на региональные реактивные пассажирские лайнеры с количеством мест менее 100. Авиакомпания "Люфтганза" заказала 60 728JET, а "Атлантик Коуст Эрлайнс" - 80 328JET/ 428JET, которая стала стартовым заказчиком для 428JET По сложившейся в мире традиции на базе 328JET создали деловой вариант, получивший собственное имя "Энвой 3" ("Посланник"). Он может перевозить 10 пассажиров на расстояние 4400 км со скоростью 740 км/ч. Его цена около 13 млн долл. Первый "Посланник 3" поставлен американской компании "Джонсон Контроле Инкорпорейтед" в феврале 2000-го. После начала летных испытаний 328JET в мае 1998-го "Фэйрчайлд Эрспейс" приступила совместно с израильской корпорацией IAI к разработке его 42/ 44-местного удлиненного варианта. Новый самолет с двигателями PW308 и увеличенной на 30% площадью крыла назвали 428JET Его первый полет запланировали на 2001-й, завершение сертификации и поставка - на 2002-й. Предполагаемая цена самолета -12,5 млн. долл. Пара 328JET/428JET могла бы предоставить эксплуатантам преимущества в ремонте и обслуживании, обучении летного и наземного персонала. В 2000-м на авиасалоне "Фарнборо-2000" "Фэйрчайлд Эрспейс" продала более 150 428JET. И совершенно неожиданно уже в августе компания сообщила о прекращении программы и перенацеливании средств на другие проекты. Это объясняли изменением ситуации на рынке. И действительно, в Фарнборо прилетел "свеженький" 40-местный Embraer ERJ-140. Впрочем об этом конкуренте все знали уже давно. 328JET пока остается единственным в мире серийно строящимся 32-местным пассажирским реактивным самолетом. Он летает в США, Европе, Африке, на Ближнем Востоке и АТР. А в ноябре прошедшего года открылось представительство "Фэйрчайлд Эрспейс" в Китае. Успешный старт реактивного первенца проложил дорогу новому проекту компании. В 1998-м она представила планы создания совершенно новой семьи 50/70/ 90-местных региональных самолетов 528JET/728JET/928JET с двигателями CF34-8D. 



ЛТХ: 
Модификация Do.328Jet 
Размах крыла, м 20.98 
Длина самолета,м 21.28 
Высота самолета,м 7.24 
Площадь крыла,м2 40.00 
Масса, кг 
пустого снаряженного самолета 9345 
максимальная взлетная 15655 
Внутренне топливо, кг 3588 
Тип двигателя 2 ТРДД Pratt Whitney Canada PW306/9 
Тяга, кН 2 х 26.9 
Крейсерская скорость, км/ч 756 
Практическая дальность, км 1480 
Практический потолок, м 10670 
Экипаж, чел 2 
Полезная нагрузка: 32-34 пассажира или 3266 кг груза