Экипажу польского Ту-154 не хватило для спасения пяти секунд

Экипажу польского Ту-154 не хватило для спасения пяти секунд

Авиакатастрофа под Смоленском стала самой трагической по количеству погибших, среди которых оказались первые лица страны, члены правительства, религиозные и общественные деятели. Несмотря на невыясненные и по сей день обстоятельства и различные теории заговора, расшифровка черного ящика показала: пилоту не хватило нескольких секунд, чтобы выровнять судно и спасти почти сотню жизней.

Катастрофа Ту-154

Весной 2010 года под Смоленском произошло крушение польского правительственного самолета Ту-154, на борту которого находился глава государства Лех Качиньский с супругой, представители ВВС Польши, духовенство, деятели культуры, науки и политики. Воздушное судно выполняло рейс Варшава–Смоленск в сложных метеоусловиях – повышенной туманности – и при заходе на посадку потерпело крушение, столкнувшись с деревьями.

На борту Ту-154 находилось 88 пассажиров и 8 членов персонала. Помимо президентской четы Качиньских, среди погибших были как гражданские, так и военные лица – высшее командование военно-воздушных и военно-морских сил республики, сотрудники органов национальной безопасности, культурные и политические деятели, члены сейма и духовенства, научные сотрудники, глава Нацбанка и заместители министров Польши. Погибли все.

Расследование (2010-2011 гг.) и его возобновление (2016 г.)

Для того, чтобы расследовать авиакатастрофу и гибель находящихся на борту, была создана комиссия Межгосударственного авиационного комитета в сотрудничестве с Минобороны РФ. В ее состав вошли 25 экспертов из Польши.

Первоначально на месте трагедии было найдено два черных ящика, позднее – третий. Следователи МАК приступили к расшифровке данных на следующий день после прибытия польских специалистов.

Всего на территории аэродрома проводили розыскные мероприятия 37 следователей прокуратуры России, более 40 судмедэкспертов из обеих стран и 11 сотрудников следственных органов и прокуратуры Польши.

Стало известно, что командир воздушного судна капитан Протасюк запоздало понял, что Ту-154 находится на критически малом расстоянии от поверхности земли, после чего предпринял попытку выровнять летательный аппарат и начать взлет. К сожалению, технические возможности двигателя предполагают наличие хотя бы 10 секунд для перевода из посадочного во взлетный режим. Пилоту не хватило ровно половины этого времени, чтобы спасти положение. К моменту падения транспортное средство набрало чуть более 60% требуемой мощности.

В январе 2011 года комитет опубликовал окончательный (как на то время казалось) отчет о расследовании, согласно которому было выявлено 3 закономерные причины крушения, объединенные ошибочными действиями членов экипажа:

  • командиром было принято решение зайти на посадку в метеорологических условиях ниже авиационного минимума;
  • произошло снижение лайнера на 100 метров ниже минимальной высоты, установленной процедурой полета;
  • экипаж не отреагировал оперативно на сигналы датчиков предупреждения об опасности столкновения с землей.

Ко всему прочему, фактором рокового промедления стало психологическое давление на персонал и естественный человеческий страх.

МАК вывил, что до удара оземь системы авиалайнера функционировали в нормальном режиме. О тумане и ухудшенной видимости, недопустимой для посадки, командир экипажа был оповещен заблаговременно. Комиссия МВД Польши признала адекватной сформулированную причину крушения, подчеркнув, однако, недостаточное аэронавигационное информирование со стороны смоленских диспетчеров и технические упущения в работе аэродрома «Смоленск-Северный».

В 2016 году польские СМИ анонсировали повторное расследование произошедшей трагедии. Тело президента Польши было эксгумировано. Выводы 2011 года были аннулированы, а причиной крушения назван взрыв крыла до удара о землю. Было установлено, что судно начало рушиться еще до фактического столкновения с поверхностью земли – за 900 м.

Памяти жертв

Посмертно военным членам пассажирского состава были присвоены воинские звания, а в честь погибших гражданских установлено более 80 мемориалов по всей стране. Супруги Качиньские были торжественно похоронены в Кракове.

Трагедия потрясла не только польский народ и жителей соседних стран, но и все мировое сообщество. Независимо от того, что стало виной аварии – халатность экипажа, некомпетентность наземного персонала или давление представителей власти на борту, факт есть факт: авиакатастрофа беспощадно унесла жизни почти сотни человек и навеки вошла в историю как одна из самых масштабных.