Fokker 100 Fokker
Пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности
Официально к разработке самолета фирма "Фоккер" приступила в конце ноября 1983 г. одновременно с началом проектирования турбовинтового самолета Фоккер 50. До этого фирма в течение трех лет изучала возможность дальнейшего развития пассажирского самолета F.28-4000 "Фэллоушип" с целью повышения экономичности. Оценив потребности рынка, фирма "Фоккер" пришла к выводу о необходимости разработки самолета в классе на 100 мест.При разработке нового самолета фирма поставила цель добиться заметного снижения расхода топлива по сравнению с другими аналогичными самолетами. Для нового самолета было спроектировано усовершенствованное крыло, в конструкции которого был использован высокоэффективный аэродинамический профиль, позволивший увеличить качество крыла в крейсерском полете.
Первоначально разрабатываемый самолет имел обозначение "Супер" F.28 и по своей схеме напоминал самолет F.28 "Фэллоушип". Некоторое время исследовался проект самолета F.29, у которого двигатели были размещены на пилонах под крылом. В конце концов было решено вернуться к компоновке с ТРДД в хвостовой части фюзеляжа, которая позволяла обеспечить все преимущества от нового крыла. Таким образом появился проект самолета Фоккер 100. К разработке его присоединились немецкая фирма "Дойче Аэроспейс" и английская фирма "Шорт". Летные испытания первого опытного самолета начались 30 ноября 1986 г. В конце ноября 1987 г. самолет был сертифицирован в Голландии, а в мае 1989 г. - в США по нормам FAA. Поставки начались в конце февраля 1988 г. Сертификация варианта самолета с ТРДД "Тэй" Mk.650 была завершена в июле 1989 г. На основе самолета Фоккер 100 был разработан 70-местный самолет Фоккер 70. Исследовался проект самолета Фоккер 130, рассчитанный на перевозку 116-137 пассажиров и отличавшийся от исходного самолета удлиненным фюзеляжем и использованием более мощных ТРДД Роллс-Ройс "Тэй". Авиакомпаниям также предлагался переоборудуемый грузопассажирский самолет Фоккер 100QC, который мог в грузовом варианте перевозить до 11 контейнеров LD3. За счет усиления конструкции он мог перевозить платную нагрузку массой 11,5 т.
Оборудование
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства американской фирмы "Коллинз" с шестью цветными дисплеями для вывода информации о полете и работе бортовых систем и силовой установки. Имеется встроенная система диагностики состояния бортовых систем. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
Двигатели
ТРДД Роллс-Ройс "Тэй" Mk.620 (2 х6290 кгс) или "Тэй" Mk.650 (2 х 6855 кгс)
Уровень шума
ЕРN дБ: при взлете - 82,7, сбоку от ВПП - 91,6, при заходе на посадку - 93
Состояние
Выпускался серийно в 1987-1996 гг. К середине 1996 г. было продано около 300 самолетов, к концу 1996 г. в эксплуатации находилось 266.
Размеры
размах крыла (м) 28,08
длина самолета (м) 35,53
высота (м) 8,51
площадь крыла (кв.м) 93,5
диаметр фюзеляжа (м) 3,3
Число мест
экипаж 2
максимальное 107-109
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 21,19
максимальная ширина (м) 3,1
максимальная высота (м) 2,01
объем (куб.м) 107,6
Массы и нагрузки
взлетная (т) 45,81
пустого снаряженного (т) 24,72
самолета без топлива (т) 36,74
платная нагрузка (т) 12
посадочная (т) 39,91
запас топлива (т) 13365
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 855
дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 107 составляет 2390 км.
эксплуатационный потолок (м) 10700
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1860