Катастрофа ПС-41 Грузинского управления ГВФ в Сталинском районе Краснодарского края

Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 июня 1940 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Сталинский район, 3 км от села Новое
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Л3523
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское управление ГВФ

Описание

Экипаж 20 транспортного авиаотряда Грузинского управления ГВФ выполнял почтовый рейс Ростов – Тбилиси и в 06:45 выпущен в рейс по распоряжению дежурного диспетчера а/п Ростов через Кавказский перевал. В 09:05 самолет произвел посадку в Тбилиси и в 09:50 выпущен обратно на Ростов при открытом перевале и ясной погоде. В а/п Ростов самолет произвел посадку в 14:15. В самолет была перегружена почта из прибывшего из Москвы ПС-41 №3526 и пилот был выпущен начальником службы движения АЧКУ ГВФ до Тбилиси через Сочи, Сухуми и Кутаиси. Получив метеосводку, пилот прибыл с ней к дежурному диспетчеру, которая ее не подписала в связи с явно сомнительной погодой и передала ее начальнику службы движения для принятия решения о выпуске в рейс. Тот, ознакомившись с прогнозом, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, принял явно неправильное решение, подписав разрешение на вылет.

С 15 до 19 часов по всей трассе указывалась кучево-дождевая грозовая облачность с дальнейшим развитием грозовой деятельности, усилением дождей ливневого характера и усилением облачности с уменьшением видимости ниже установленного минимума. По показаниям начальника службы движения, якобы он проконсультировал пилота, что в районе Ростов – Кущевка – Тихорецкая может встретиться грозовая деятельность с облачностью, которую необходимо обойти, и в случае дальнейшего ухудшения погоды произвести посадку в а/п Армавир.

Пилоту дан старт в 15:00. Через 40-50 минут полета, около 16:00 мск, в 150-153 км от а/п Ростов, между ст. Челбасская и селом Новое Сталинского района Краснодарского края (56 км северо-западнее Тихорецкой) потерпел катастрофу. Самолет потерял управление в грозовой облачности, перешел в пикирование с последующим разрушением в воздухе. Экипаж парашютами не воспользовался и погиб. Самолет разбросан в радиусе от 300 м до 2,5 км в 3 км от села Новое (15 км юго-юго-восточнее ст. Челбасская).

Предположительно, идя выше облачности, видя невозможность продолжать полет выше облачности, пилот решил снизиться и продолжить полет ниже облачности. Пробивая облачность, он вошел в район залегания грозы с сильными грозовыми разрядами. Предположительно, в воздухе самолет ударило грозовыми разрядами с поражением одной из плоскостей или отделением узлов и деталей самолета, а пилот был оглушен и мог потерять сознание. Либо, при сильной болтанке в грозовой облачности, самолет потерял скорость и перешел в штопор с последующим переходом в пикирование, при резком выводе из пикирования со скоростью 600-700 км/ч самолет от чрезмерных перегрузок стал разрушаться в воздухе и падать вертикально вниз. Барограмма не может быть расшифрована, так как найдены только отдельные ее части, разорванные на мелкие кусочки.

Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2

Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП  
Организация, расследовавшая АП  
Отчет о расследовании  

Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3523
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.12.1939
Заводской номер ВС 16/214
Наработка ВС (часы) 64
Наработка ВС (циклы)  
Силовая установка 933-101 933-180

Сведения о рейсе

Номер рейса  
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ростов-на-Дону
Пункт назначения Тбилиси
Начальный пункт маршрута Ростов-на-Дону
Конечный пункт маршрута Тбилиси

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    а) выпуск самолета из а/п Ростов в погоду ниже установленного минимума, чем нарушены наставление по летной службе и указания Главной инспекции и заместителя начальника Аэрофлота о запрещении полетов самолетов ПС-41 в облаках, что и привело к катастрофе;
    б) пилот, встретив в пути грозовую облачность, не вернулся в пункт вылета и принял неправильное решение пробить облачность, в результате чего попал в грозу и самолет подвергся разрушению грозовыми разрядами.
   

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.