Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 апреля 1940 г.
Время: 07:08
Страна: СССР
Место происшествия: Тульская область, Липицкий район, 1 км от дер. Синегубово
Тип ВС: ПС-41
Регистрация ВС: СССР-Л3529
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Курсы высшей летной подготовки ГВФ
Описание
Экипаж выполнял перегонку нового самолета, предназначавшегося Курсам высшей летной подготовки ГВФ, по трассе Москва – Харьков – Минеральные Воды. В 06:05 самолет вылетел из а/п Москва. Полет до Тулы протекал нормально, на высоте не ниже 300 м, с путевой скоростью 290 км/ч. Самолет связи с землей не держал из-за низкой квалификации бортмеханика. В районе Тулы погода была усложнена облачностью высотой 300 м и видимостью по горизонтали 2-3 км из-за прохождения в это время полосы дождя. В полученной экипажем метеосводке указывалась вероятность осадков в этом районе. Пилот, встретив дождь, вслед за которым образовался местный туман, захвативший полосу по ширине 20 км и по длине с востока на запад до 100 км, потерял уверенность в правильности выданного ему прогноза, не имея связи с землей, что не позволило ему узнать состояние погоды впереди по трассе (в районе Харькова погода была благоприятная). Он перешел на бреющий полет. Такая склонность у этого пилота отмечалась и ранее.
Пройдя Тулу в 06:53, пилот встретил низкую облачность, а затем туман. В чрезвычайно усложненной обстановке, не зная реальной местности, он решил лечь на обратный курс. Сделав разворот в непосредственной близости земли, пилот пошел на север, задевая верхушки редких деревьев, расположенных на гребне оврага глубиной до 40 м и шириной до 80 м. Пролетая овраг, пилот на короткое время потерял землю и стал снижаться, стремясь следовать рельефу земли, но плохая видимость (150-200 м) не позволила ему своевременно заметить противоположный склон оврага крутизной до 15°.
В 07:08 самолет в режиме снижения, с убранными шасси, на скорости около 220 км/ч ударился в противоположный склон оврага в 1 км от деревни Синегубово Липицкого района Тульской области. При почти лобовом ударе экипаж (пилот, штурман и бортмеханик) был убит. В момент катастрофы правый мотор не работал. Предположительно, сдача мотора произошла незадолго до катастрофы, так как триммера находились в нейтральном положении, а винты стоят на малом шаге. Сдача мотора не имеет прямого отношения к катастрофе, так как самолет ПС-41 может производить горизонтальный полет и набирать высоту на одном моторе, что пилоту известно достаточно хорошо.
Сведения о пострадавших
|
|
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
|
|
|
|
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ПС-41 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л3529 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1939 |
Заводской номер ВС |
|
Наработка ВС (часы) |
1 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Курсы высшей летной подготовки ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (ЦА им М.В. Фрунзе) |
Пункт назначения |
Харьков |
Начальный пункт маршрута |
Москва (ЦА им М.В. Фрунзе) |
Конечный пункт маршрута |
Минеральные Воды |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы является нарушение пилотом наставления по летной службе, выразившееся в решении идти низом в усложненной метеообстановке, входе в туман и запоздалом принятии решения о выходе из него. Стремление пилотов при полетах на самолетах, допущенных к слепым полетам, в усложненной метеообстановке прижиматься к земле, является следствием недостаточной воспитательной работы, проводимой с ними командирами подразделений. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
|