МАИ-Junior

Студенты Московского института авиации неоднократно в рамках дипломного проектирования и курсовых работ создавали экспериментальные модели самолетов под руководством старших наставников-инженеров. В 1986 году свет увидел ультралегкий многоцелевой аппарат «Юниор».

Одноместный самолет был спроектирован в конструкторском бюро МАИ под началом К. Жидовецкого (основателя студенческого бюро авиастроения) для обучения курсантов. Воздушное судно было разработано по бипланной схеме с рессорным типом шасси и носовым колесом. Балка-фюзеляж выполнена в виде трубы с косым хвостовым оперением. В длину он составлял 4,44 м.

Передняя часть кабины имела обтекаемый нос, за кабиной командира находился мотор воздушного охлаждения. Вес порожней конструкции был 180 кг, а максимальная взлетная масса – 280 кг. В 80-е годы конструкторы предполагали установку двухцилиндрового двигателя МАИ мощностью в 60 лошадиных сил, однако после самолет был оснащен мотором воздушного охлаждения ХАИ-45, который специально создан для СЛА. Его мощность не достигала и 50 лошадиных сил.

В 1987 году изобретение было продемонстрировано в Тушине на конкурсе-смотре СЛА. Дебютный полет Junior показал отличные летные характеристики судна, требуемые для суперлегких летательных аппаратов.

Однако двигатель Junior ХАИ-45 заводился трудно и работал нестабильно, потому машина была доработана двигателем «Буран» с двумя карбюраторами и винтом 160 см. Привод происходил посредством редуктора. Модифицированное воздушное судно получило название «Юниор-2».

Интересным была особенность первоначальной модели путем доработки превращаться в другие самолеты. Junior стал базовым агрегатом, который легко трансформировался, оснащаясь разными комплектами крыльев и сменяя двигатели.

Планер первой версии собирался с единственным крылом, укрепленным подкосами. Одноместный аппарат был испытан в конце 90-х на базе Московского аэроклуба. Вторая модификация была двухместной, в ее сборке использовался двигатель мощностью в 60 лошадиных сил. Управление в кабине пилотов было спаренным. Размах верхнего крыла самолета составлял 850 см (в первом образце – 568 см, для сравнения).

Многоцелевой самолет «Юниор» вышел из экспериментальной линейки летательных конструкций «Эльф», «Фотон», «Юниор-1» и других, выпущенных Отраслевым специальным конструкторским бюро самолетостроения МАИ. Сейчас структурное подразделение МАИ занимается производством запчастей, многоцелевых летательных аппаратов, ремонтно-техническим обслуживанием судов, модернизацией старых моделей, а также переподготовкой летно-технического персонала. В деятельность бюро входит также оборудование ангаров для авиационной техники.