MD - 90 - 30 McDonnell Douglas
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности
Начиная с конца 1970-х годов фирма "Макдоннелл-Дуглас" несколько раз предпринимала попытки разработки усовершенствованного варианта самолета MD-80 с целью дальнейшего повышения его топливной эффективности. Первоначально исследовался проект с удлиненным фюзеляжем и двумя ТРДД CFM Интернешнл CFM56. В 1984 г. прорабатывались проекты "Супер 90" (с укороченным фюзеляжем на 100 мест) и MD-89, рассчитанный на перевозку 173 пассажиров и оснащенный двумя ТРДД Интернешнл Аэро Энджинз V2500 (позднее проект "Супер 90" превратился в самолет MD-87). В начале 1985 г. появились проекты 130-местного самолета МD-91 и 130-местного самолета MD-92. Силовая установка этих самолетов должна была состоять из двух винтовентиляторных двигателей (ТВВД) с толкающими соосными многолопастными винтами. Все эти проекты не получили своего развития.В октябре 1989 г. фирма "Макдоннелл-Дуглас" объявила о планах разработки нового семейства самолетов MD-90, используя конструкцию самолетов типа MD-80 и более экономичные ТРДД V2500. В ноябре 1989 г. после заказа авиакомпанией "Дельта Эр Лайнз" 50 самолетов программа получила официальное начало.
Первый полет опытный самолет MD-90 совершил 22 февраля 1993 г. В середине ноября 1994 г. была завершена его сертификация. В марте 1994 г. авиакомпания "Дельта Эр Лайнз" получила первый самолет в варианте MD-90-30. Дальнейшим развитием самолета MD-90-30 должен стать вариант MD-90-50 с взлетной массой 78 т и двигателями V2528-D5 (2 х 12710 кгс). Самолет будет иметь дополнительные топливные баки, в результате чего его дальность полета возрастет до 5500 км. Модификация MD-90-55 сможет перевозить в туристическом варианте 187 пассажиров. В 1992 г. между фирмой "Макдоннелл-Дуглас" и КНР было подписано соглашение о производстве в Китае по лицензии 20 самолетов MD-90-30T, а в дальнейшем довести их выпуск до 150. В 1994 г. было подписано дополнительное соглашение, согласно которому КНР закупит 14 самолетов MD-90-30 в США (кроме лицензионных самолетов).
Оборудование
На самолете установлены цифровой комплекс авионики EFIS с шестью цветными плоскими жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, автоматическая система самолетовождения (FMS) и система предупреждения столкновений в полете TCAS.
Двигатели
ТРДД Интернешнл Аэро Энджинз V2525-D5 (2 х 11350 кгс)
Уровень шума
соответствует нормам ИКАО, глава 3
Состояние
Выпускается серийно с 1994 г. К началу 1997 г. продано 129 самолетов, поставлено более 20.
Размеры
размах крыла (м) 32,87
длина самолета (м) 46,51
высота (м) 9,33
площадь крыла (кв.м) 112,3
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 24o
максимальная ширина фюзеляжа (м) 3,3
Число мест
экипаж 2
пассажиров в кабине двух классов 153
максимальное 172
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 32,23
максимальная ширина (м) 3,14
максимальная высота (м) 2,06
Массы и нагрузки
взлетная (т) 70,7
пустого снаряженного (т) 39,9
самолета без топлива (т) 58,9
платная нагрузка (т) 17,3
посадочная (т) 64,4
запас топлива (т) 22100
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 810
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 3060
дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 153 составляет 4200 км.
эксплуатационный потолок (м) 10670
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 2130