Опасные метеоявления, влияющие на безопасность полётов и как с ними бороться" Ч.2

Опасные метеоявления, влияющие на безопасность полётов и как с ними бороться

Полетели.... 
ОБЛЕДЕНЕНИЕ 

Продолжаем. Тема сегодняшней лекции : ОБЛЕДЕНЕНИЕ. 

Одно из самых опасных метеоявлений, прямым образом влияющее на безопасность полётов. 

Для начала, нужно определиться и понять, что же представляет из себя эта пакость. 

Итак. 

Обледенение — это процесс образования льда на поверхностях летательного аппарата. В большинстве случаев обледенение летательного аппарата происходит при полете в атмосфере, содержащей переохлажденные капли воды (то есть воды в жидкой фазе при отрицательной температуре). При столкновении с лобовыми поверхностями агрегатов летательного аппарата переохлажденные капли воды быстро кристаллизуются, образуя ледяные наросты различной формы и размеров. В условиях обледенения лед образуется на лобовых поверхностях крыльев, рулей высоты и направления, на воздушных винтах, воздухозаборниках, остеклении фонарей, на находящихся в потоке датчиках пилотажно-навигационных приборов и обтекателях антенн. © (Википедия) 

Нн-да.... Не отнять, не добавить, всё так и есть. 

Давайте поближе рассмотрим, как же оно выглядит это говно обмерзание. В январе месяце, прошлого, 2008 года, я выполнял рейс в Тюмень. При заходе на посадку, практически уже на прямой, попал в небольшую такую облачность, ( холодное, слепое марево) продолжил снижаться и произвёл посадку. (вот здесь это подробнее описано: http://letchikleha.livejournal.com/49893.html ) Такого обледенения, до этого, я ещё не испытывал на своей шкуре. Так чем же оно опасно ? Опасно тем, что прежде всего это ухудшение аэродинамических качеств самолёта. Самолёт, он хоть и железный, но всё же может летать. Согласно законам аэродинамики, профиль крыла, создаёт подъёмную силу. ( ну в дебри мы не полезем, а кому интересно, можно азы приобрести тут: http://www.kummolovo.ru/flying/airdynamic/airdinamic_powers.htm ) Когда на крыльях, фюзеляже, стабилизаторе и на других поверхностях начинает нарастать лёд, то все законы перестают работать ( как сейчас сказали бы - полный беспредел) Самолёт начинает молниеносно тяжелеть, ухудшаются несущие свойства крыла, (если не принять мер, то и вовсе, все качества свои крыло потеряет и самолёт как кирпич брякнется о грешную...), престаёт слушаться рулей, становиться не управляемым. Ну и это ещё не всё! При сильном обледенении, может обледенеть и двигатель (и это при том, что он работает!) 

Вот тут уже настоящая засада! 

Двигатель начинает сначала "бубнить и задыхаться", у него начинается аритмия. Ему на самом деле, банально, не хватает воздуха. Пофиль лопаток входного аппарата начинает менятся, воздух не сжимается до нужного давления, происходит срыв потока с лопаток, изменяется режим обтекания, а в камере сгорания начинается "кислородное голодание" Всё это может привести к помпажу и "flame out" (срыву пламени в камере сгорания), а как следствие - останов двигателя. Ну и как Вам такая перспектива? Летели себе летели и вдруг - бац! Выходи строиться! Самолёт превращается в кирпич без двигателей... Страшно? И мне тоже! История авиации знает не мало примеров, когда такое происходило и с гражданскими и с военными самолётами, когда полёт заканчивался трагически. 

Приплыли.... 

Но не будем отчаиваться. Этот феномен, достаточно хорошо изучен, а следовательно, с ним можно бороться, ибо кто информирован, тот вооружён! Не даром говорят: Знание -сила! Прежде всего обойти все эти коллизии пмогают знания о том, где и когда можно словить "обмрожение". Как правило, наиболее сильное обледенение возникает у самой земли, (или даже на самой земле) Когда существует опасность "замёрзнуть" ещё в аэропорту ( снег, переохлождённый дождь (при минусовых, или переходных температурах), иней, гололёд, и т.п.), то самолёт перед вылетом обязательно обрабатывают противобледенительной жидкостью. Наверное многие из вас видели как перед вылетом (когда уже все двери зкрыты, или даже на рулении, в специальных местах) подъезжает машина и начинает поливать самолёт? Это и есть противообледенительная обработка. Аэроплан поливают конечно не чистой водой, а специальными составами, на основе этиленгликоля.(HO—CH2—CH2—OH — простейший представитель многоатомных спиртов) Составов много. Они имеют различные свойства и сроки действия. Обливают все. Крылья, хвост, стабилизатор. Если меня облили жидкостью, действия которой эффективно в течении получаса, а я прорулил по аэродрому и простоял перед полосой намного больше, то я не полечу, я вернусь и снова обольюсь! (иногда такое бывает и пусть пассажиры матерят авиакомпанию и "крестят по маме" командира, но жизнь дороже!) 

В воздухе обледенение менее вероятно, но зато более интенсивно. Оно может проявиться в плотных облаках. (кучево-дождевых) или просто в очень влажном воздухе. Не обязательно это должно происходить зимой при низких температурах ( у меня был случай нарастания льда, при снижении в аэропорт Дубая в августе!). Совсем недавно, примерно пару месяцев назад, я "заледенел" при заходе во Внуково, теплым, дождливым деньком. В небе самолёт мёрзнет очень быстро. Сразу видно как на всех выступающих частях появляется лёд. На стекле и на дворниах... 

Каким же образом с этим воюют, там, в небе? 

Самолёт оборудован противообледенительными системами (нет, не баком со спиртом! Хотя на истребителях раньше и такое было. Честно, честно, я не придумываю! Например на МиГ-25 было 200 литров чистого спирта (правда для охлаждения прицела) А вот на МиГ-21 реально стоял впереди, перед стеклом 4х литровый бачок с чистым спиртом и специальным рычагом лётчик приводил в действие брызгалку (как в машине) в случае обледенения стекла) :-) 

На современных самолётах - это воздушно-электрическая система. Наиболее сильно подверженны обледенению: передняя кромка крыла, входные устройства двигателей и кромка стабилизатора. Для борьбы с ним, в этих полостях поведены трубопроводы (или термоэлементы проложены) по которым идёт ахрененно горячий воздух, который забирается из горячего тракта двигателя, через специальный клапан. Вот этот самый раскалённый воздух под огромным давлением подаётся в носок крыла и нагревает металл. (ну или электрическая система греет крыло. Всё зависит от типа и конструктивных особенностей того, или иного самолёта) К сожалению, даже такие меры, не всегда бывают в полном объёме достаточны. Если влезть, например, в очень плотное (грозовое) облако, то никакая система не справится и тогда сильная болтанка и потеря аэродинамических качества, может привести к срыву.... Поэтому грозовые облака обходят стороной. (Бережёного - Бог бережёт!) Если всё же увернуться не удаётся, то необходимо принять все меры к скорейшему покиданию опасной зоны. (если облачность огромных размеров, то умнее всего будет развернуться и тикать, так, что-бы аж пятки сверкали!. Если всё же попали в "котёл", (когда деваться уже некуда) то: 

  • на больших высотах, отбросить всю свою гордость и немедленно приступить к снижению! (внизу воздух более плотный, более тёплый, а самолёт более устойчив). 

Если вляпался на малых высотах, то: 

  • определить по локатору ближайший выход и ломиться в его сторону, с набором высоты! (при всех случаях, ПОС (противообледенительная система) включается полностью! 

Очень часто спрашивают: "А самолёт можно вывести из плоского штопора?" 

Отвечаю: Можно! Но! Признаком мастерства является не умение выводить из штопора, а умение не попадать в него, ни при каких условиях! 

Обледенение коварная вещь, и неуважение к нему, а тем более наплевательское отношение, может повлечь за собой очень тоскливые последствия! 

А так, в общем-то ничего страшного, для того мы там и сидим, что бы варежкой не щёлкать.. :-)))