Опасные метеоявления, влияющие на безопасность полётов и как с ними бороться"

Опасные метеоявления, влияющие на безопасность полётов и как с ними бороться

Опасные метеоявления (ликбез. продолжение) 

Продолжаем погружаться в мир интересного и познавательного. Сегодняшняя тема нашего урока: "Опасные метеоявления, влияющие на безопасность полётов и как с ними бороться" 

Начали... 

Прежде всего необходимо уяснить, что такое опасные явления и с чем их едят чем они опасны. К опасным явлениям погоды относятся: 

  • Грозовая деятельность (гроза) 
  • Обледенение 
  • Сдвиг ветра + микропорывы (микровзрывы) 
  • Шквал 
  • Пыльная (песчанная) буря 
  • Облака пепла от извергающихся вулканов (порой поднимаются до 12-14 км) 
  • Сильные ливневые осадки (дождь,снег, град) 
  • Смерчи (торнадо) 
  • Сверхвысокие и сверхнизкие температуры. 

БОЛТАНКА 

Для многих пассажиров, которые трусят летать, прежде всего, неприемлема болтанка. Они больше всего начинают боятся именно в те моменты, когда самолёт начинает подтряхивать и сосвем уж впадают в панику (бывает,бывает!), когда воздушное судно швыряет вверх и вниз, а в иллюминатор видно, как оно "машет" крыльями . У некоторых людей просыпается рвотный рефлекс (но это не из за страха, а из за не тренерованного вестибулярного аппарата), кто-то начинает молиться, кого-то бросает то в жар, то в холод. многие плачут, но самые опасные это активные паникёры. Они срываются с места и ломятся к дверям (часто с криком: "выпустите меня!") Опасность совсем не в том, что они могут открыть двери (этого не удастся сделать ни при каких объстоятельствах, самолёт под давлением изнутри), опасность в их поведении. Эти люди неподконтрольны и неуправляемы, а потому, горазды на неадекватные поступки. Но всё это, лишь человеческие эмоции и никакого отношения к опасным явлениям погоды они не имеют. Нас же сейчас интересует действительное влияние болтанки на полёт. Болтанка может возникнуть как в облаках, так и вне их. (такая болтанка называется: Турбулентнось ясного неба) Почему возникает болтанка в облаках? Потому, что облака, это то же самое, что ухабы на дороге для машины. Если воздух спокоен и однороден (нет ветра, температура по высотам равномерно распределена, влажность и давление тоже равномерны), то полёт спокоен и безмятежен. Но если в небе тучи и ветер, то с вероятностью практически 100% будет в полёте трясти. Если это облака, то это значит разница температуры, восходящие и нисходящие потоки, а если трясёт в чистом небе, то это сильный ветер (струйные, воздушные течения, точно такие же как и в океанах) Наиболее опасны мощьно-кучевые (грозовые ) облака. Грозы тоже, кастати, бывают нескольких видов. 

  1. Внутри-массовые грозы. 
  2. Фронтальные грозы 
  3. Орографические грозы 
  4. "Сухие" грозы 

Сравнительно редко гроза не сопровождаются выпадением осадков ("сухие" грозы). Важнейшее условие для образования грозы - наличие влажного и теплого неустойчивого воздуха, при быстром подъеме которого вверх могла бы образоваться мощная по высоте облачность. Грозы образуются при неравномерном нагревании приземного слоя воздуха от подстилающей поверхности (внутри-массовые тепловые грозы), при подъеме и вытеснении вверх теплого воздуха холодным воздухом на атмосферном фронте (фронтальные грозы), при подъеме воздуха вдоль горных склонов (орографические грозы). Примерно половина всех гроз продолжается не более 1 часа, а четвертая часть не больше 2 часов. Полеты в зоне грозовой деятельности опасны. В грозовых облаках наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки до 20-30 м/сек и более, интенсивное обледенение (выше нулевой изотермы), разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость. 

МЫ об этом знаем и стараемся туда не лезть. Для этого на самолёте есть локатор, который очень хорошо видит грозовые очаги.

На верхней фотке очень хорошо видно мощьную грозу. (она на экране выделяется ярко красным цветом). Вот эта малиновая линия (справа экрана), это маршрут полёта (как я должен был лететь), а треугольник в центре(сам самолётик) и от него малиновый штрих, это фактический маршрут. Как видите, я обхожу грозу довольно далеко от заданного маршрута.(порядка 50 км.) 

А так эта "засада" выглядит из кабины. Если вы обратите внимание на высотомер (справа от дисплея прибор на котором видны цыфры 37000) то увидите, что полёт проходит на высоте 37000 футов (или 11300 метров) но грозовые облака выше. 

Возвращаясь к нашим баранам, нужно сказать, что сама по себе болтанка не опасна. Да, неприятна для многих, но не опасна. Болтанка не является опасным метеоявлением. Однако полёты в зоне сильной турбулентности не приветсвуются. Последствия сильной турбулентности на больших высотах довольно прозрачны, а именно, запросто можно выскочить на закритические углы атаки, с не предсказуемыми последствиями. (точнее последствия будут предсказуемы... к сожалению) Те же, кто думает, что самолёт развалится в воздухе от тряски, спешу Вас успокоить. Ничего не отвалится и ни чего не оторвётся от самолёта, не бойтесь. Помните, что пилоты всегда стараются избежать попадания в турбулентность и если даже и попадают, то стремятся выскочить из этих зон, по возможности как можно быстрее (для того, что бы не подвергать нервированию пассажиров) 

Наиболее опасными проявлениями в грозовой деятельности, являются обледенение, град и сдвиг ветра (особенно, если полёт проходит вблизи земли), но об этих метеоявлениях, мы поговорим на следующих лекциях.