Описание ил62

Тип пассажирский самолёт 
Разработчик ОКБ Ильюшина 
Первый полёт 3 января 1963 
Начало эксплуатации 1967 
Статус эксплуатируется 
Основные эксплуатанты ГТК «Россия» (8) 
Годы производства 1966—2004 
Единиц произведено 276 

Ил-62
 — пассажирский самолёт для авиалиний большой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960. Первый полет совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт с/н 2357711 был построен в 2004 году, для правительства Судана. 



Реактивный пассажирский самолёт второго поколения, Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу 

Краткая История создания

Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану. 

Аэродинамическая схема с расположением четырёх двигателей в хвосте самолёта и Т-образным оперением идентична схеме британского самолёта Vickers VC10. Первый полёт VC-10 состоялся 29 июня 1962 года, за полгода до первого полёта Ил-62. 

Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию. 

С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62М-200, отличается от исходного самолёта более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, усовершенствованной системой управления и т. д. 
Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяженных маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс. 

В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшейся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а платная нагрузка почти до 23 тонн.разайдиссы 


Характеристики самолёта 

Ильюшин Ил-62М МЧС России Ил-62 Ил-62М 
Размах крыла 42.5 м 
Длина 53.12 м 
Высота 12.35 м 
Угол стреловидности крыла 32.5° 
Максимальная дальность полета 10,000 км 11,050 км 
Максимальный взлетный вес 161.6 т 165 т 
База шасси 24.48 м 
Крейсерская скорость 850 км/ч 
Максимальная скорость 870 км/ч 
Пассажировместимость 186 

Особенности Ил-62 

Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолета такова, что центр тяжести пустого самолета находится позади основных опор шасси. 
Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолетом, на котором был применен реверс тяги двигателей. 

Эксплуатация 

Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолетов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолет был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия. 

К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолетов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России. 

По состоянию на начало 2009 года[1] в эксплуатации остается 39 Ил-62: 20 в России, 10 в Казахстане, 4 в КНДР, 2 на Кубе, 2 на Украине и 1 в Судане. Самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62 по данным того же источника[1] распределяется так: 

потеряно в авариях — 23 (см. ниже) 
порезано на металлолом — 114 
готовится к порезке — 24 
в музеях и в виде ресторанов — 17 (11 и 6) 
на хранении — 71, из них в лётно-пригодном состоянии не более 30. 


Авиационные происшествия 

Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолета типа Ил-62. 

Произошло 12 авиакатастроф с его участием. 

Дата № ВС Место катастрофы Жертвы Краткое описание 
25.02.1965 06156 Жуковский  10/10 испытательный полёт, разбился при взлёте
16.06.1972 SU-ARN Египет 0/59 вылетел за пределы ВПП
14.08.1972 DM-SEA ГДР 156/156 проблемы с управлением элеронами и пожар на борту 
13.10.1972 86671 Шереметьево 176/176 разбился при третьей попытке захода на посадку
23.03.1973 B-2002  Китай н.д. подробности неизвестны
20.08.1975 OK-DBF около Дамаска 126/128 Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа
27.05.1977 86614 Гавана 1+68/70 При заходе на посадку задел линии ЛЭП 
14.03.1980 SP-LAA Варшава 87/87 При заходе на посадку разрушился второй двигатель
06.07.1982 86513 около Москвы 90/90 Сигнал пожара обоих двигателей. КВС отключил их и самолёт упал.
29.09.1982 86470 Люксембург 14/77 При посадке не сработал реверс первого двигателя
01.07.1983 P-889 Лабе 23/23 Врезался в горы
09.05.1987 SP-LBG  Варшава 183/183 При наборе высоты взорвался второй двигатель. 
17.06.1989 DDR-SEW Берлин 1+21/113 При взлёте заклинило задний руль и элероны 
03.09.1989 CU-T1281 Гавана 45+126/126 Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома 
30.06.1990 86456 Якутск 0/109 Разбился в Якутске на посадке, бортинженер ошибочно поставил взлетный режим на 1 и 4 двигателе из-за чего заблокировались спойлеры на углах около 15 градусов, а самолет начал набирать скорость...  Без жертв
21.11.1990 86613  Якутск 0/176 Вылетел за пределы ВПП, не использовав реверс 
Выкатился за пределы удлиненной снежно-ледяной полосы на посадке в Магане не использовав реверс: ошибка экипажа. Погибших нет. Борт восстановлению не подлежал. 
10.1992 86703 Домодедово 0/0 Сгорел при заправке. Без жертв.Техники успели выскочить.Но на поле он стоял еще долго. 
24.04.1998 YR-IRD Стамбул 0/73 Двигатель взорвался в начале взлёта
11.11.1998 86564 Анкоридж 0/12 Хвост самолёта срезан B-747, который не вписался в поворот. 
23.10.2002 86452  Бишкек 0/9 Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке.
29.03.2006 5A-DKR  Домодедово 0/6 При посадке вместо реверса включён взлетный режим.
20.04.2008 CU-T1283 Санто-Доминго 0/117 Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана. 
24.07.2009 UP-I6208 Мешхед 16/153 При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение.

ЭПИЛОГ 

Самолеты Ил-62, особенно Ил-б2М - это машины своего времени. Они представили собой существенное развитие отечественной гражданской авиации и значительно расширили возможности воздушного транспорта нашей страны, обеспечив безопасное дальнее и межконтинентальное сообщение. Внедрение Ил-62 стало большим положительным социальным явлением (особенно во времена, когда авиация еще была на виду, для всех). Ил-62 воистину сближал части света, менял представления о расстояниях. Это была основная машина на международных и на самых дальних внутренних линиях, во многом - лицо страны, главный правительственный самолет. Ил-62 был и остается заслуженно популярным среди пассажиров и пилотов, честным небесным трудом завоевав себе доброе имя в истории авиации. Он хотя и в преклонном возрасте, но еще полетает!