Тип пассажирский самолёт
Разработчик ОКБ Ильюшина
Первый полёт 3 января 1963
Начало эксплуатации 1967
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ГТК «Россия» (8)
Годы производства 1966—2004
Единиц произведено 276
Ил-62 — пассажирский самолёт для авиалиний большой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960. Первый полет совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт с/н 2357711 был построен в 2004 году, для правительства Судана.
Реактивный пассажирский самолёт второго поколения, Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу
Краткая История создания
Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Аэродинамическая схема с расположением четырёх двигателей в хвосте самолёта и Т-образным оперением идентична схеме британского самолёта Vickers VC10. Первый полёт VC-10 состоялся 29 июня 1962 года, за полгода до первого полёта Ил-62.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.
С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62М-200, отличается от исходного самолёта более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, усовершенствованной системой управления и т. д.
Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяженных маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.
В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшейся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а платная нагрузка почти до 23 тонн.разайдиссы
Характеристики самолёта
Ильюшин Ил-62М МЧС России Ил-62 Ил-62М
Размах крыла 42.5 м
Длина 53.12 м
Высота 12.35 м
Угол стреловидности крыла 32.5°
Максимальная дальность полета 10,000 км 11,050 км
Максимальный взлетный вес 161.6 т 165 т
База шасси 24.48 м
Крейсерская скорость 850 км/ч
Максимальная скорость 870 км/ч
Пассажировместимость 186
Особенности Ил-62
Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолета такова, что центр тяжести пустого самолета находится позади основных опор шасси.
Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолетом, на котором был применен реверс тяги двигателей.
Эксплуатация
Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолетов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолет был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.
К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолетов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.
По состоянию на начало 2009 года[1] в эксплуатации остается 39 Ил-62: 20 в России, 10 в Казахстане, 4 в КНДР, 2 на Кубе, 2 на Украине и 1 в Судане. Самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62 по данным того же источника[1] распределяется так:
потеряно в авариях — 23 (см. ниже)
порезано на металлолом — 114
готовится к порезке — 24
в музеях и в виде ресторанов — 17 (11 и 6)
на хранении — 71, из них в лётно-пригодном состоянии не более 30.
Авиационные происшествия
Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолета типа Ил-62.
Произошло 12 авиакатастроф с его участием.
Дата | № ВС | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
25.02.1965 | 06156 | Жуковский | 10/10 | испытательный полёт, разбился при взлёте |
16.06.1972 | SU-ARN | Египет | 0/59 | вылетел за пределы ВПП |
14.08.1972 | DM-SEA | ГДР | 156/156 | проблемы с управлением элеронами и пожар на борту |
13.10.1972 | 86671 | Шереметьево | 176/176 | разбился при третьей попытке захода на посадку |
23.03.1973 | B-2002 | Китай | н.д. | подробности неизвестны |
20.08.1975 | OK-DBF | около Дамаска | 126/128 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа |
27.05.1977 | 86614 | Гавана | 1+68/70 | При заходе на посадку задел линии ЛЭП |
14.03.1980 | SP-LAA | Варшава | 87/87 | При заходе на посадку разрушился второй двигатель |
06.07.1982 | 86513 | около Москвы | 90/90 | Сигнал пожара обоих двигателей. КВС отключил их и самолёт упал. |
29.09.1982 | 86470 | Люксембург | 14/77 | При посадке не сработал реверс первого двигателя |
01.07.1983 | P-889 | Лабе | 23/23 | Врезался в горы |
09.05.1987 | SP-LBG | Варшава | 183/183 | При наборе высоты взорвался второй двигатель. |
17.06.1989 | DDR-SEW | Берлин | 1+21/113 | При взлёте заклинило задний руль и элероны |
03.09.1989 | CU-T1281 | Гавана | 45+126/126 | Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома |
30.06.1990 | 86456 | Якутск | 0/109 | Разбился в Якутске на посадке, бортинженер ошибочно поставил взлетный режим на 1 и 4 двигателе из-за чего заблокировались спойлеры на углах около 15 градусов, а самолет начал набирать скорость... Без жертв. |
21.11.1990 | 86613 | Якутск | 0/176 | Вылетел за пределы ВПП, не использовав реверс Выкатился за пределы удлиненной снежно-ледяной полосы на посадке в Магане не использовав реверс: ошибка экипажа. Погибших нет. Борт восстановлению не подлежал. |
10.1992 | 86703 | Домодедово | 0/0 | Сгорел при заправке. Без жертв.Техники успели выскочить.Но на поле он стоял еще долго. |
24.04.1998 | YR-IRD | Стамбул | 0/73 | Двигатель взорвался в начале взлёта |
11.11.1998 | 86564 | Анкоридж | 0/12 | Хвост самолёта срезан B-747, который не вписался в поворот. |
23.10.2002 | 86452 | Бишкек | 0/9 | Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке. |
29.03.2006 | 5A-DKR | Домодедово | 0/6 | При посадке вместо реверса включён взлетный режим. |
20.04.2008 | CU-T1283 | Санто-Доминго | 0/117 | Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана. |
24.07.2009 | UP-I6208 | Мешхед | 16/153 | При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение. |
ЭПИЛОГ
Самолеты Ил-62, особенно Ил-б2М - это машины своего времени. Они представили собой существенное развитие отечественной гражданской авиации и значительно расширили возможности воздушного транспорта нашей страны, обеспечив безопасное дальнее и межконтинентальное сообщение. Внедрение Ил-62 стало большим положительным социальным явлением (особенно во времена, когда авиация еще была на виду, для всех). Ил-62 воистину сближал части света, менял представления о расстояниях. Это была основная машина на международных и на самых дальних внутренних линиях, во многом - лицо страны, главный правительственный самолет. Ил-62 был и остается заслуженно популярным среди пассажиров и пилотов, честным небесным трудом завоевав себе доброе имя в истории авиации. Он хотя и в преклонном возрасте, но еще полетает!