Описание ТУ104

Назначение: пассажирский 
Первый полёт: 17 июня 1955 года 
Начало эксплуатации: 15 сентября 1956 года 
Всего построено: 200 
Характеристики 
Экипаж: 7 чел 
Количество пассажиров: 50-100 чел 
Максимальная скорость: 950 км/ч 
Дальность полёта: 2 650 км 
Практический потолок: 11 500 м 
Размеры 
Длина: 40,05 м 
Высота: 11,9 м 
Размах крыла: 34,54 м 
Масса 
Пустой: 41,600 т 
Макс. взлётная: 76,000 т 
Силовая установка 
Двигатели: два турбореактивных Микулин АМ-3M-500 
Тяга (мощность): 2 × 95,1 кН 



Ту-104
 — летающая лаборатория для подготовки космонавтов в музее ВВС в Монино. 

Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт — после De Havilland Comet и Avro Jetliner.

В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. 

15 февраля 1961 года с Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолёта (на высоте 10 тысяч метров). 

Разработка 

Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954 года, хотя работы велись и раньше. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено вниз фюзеляжа. 

Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.

5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе на Украине.

В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетел реактивный самолёт советского производства.

15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва—Омск—Иркутск. 

Кроме завода на Украине, Ту-104 различных модификаций выпускали на авиазаводах в Омске и Казани. Всего был построен 201 экземпляр. Производство было прекращено в 1960 году. 

Аэродинамическая схема 
двухмоторный турбореактивный низкоплан с расположением двигателей в корне крыла, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. 

Модификации Ту-104 

Ту-104А 
Ту-104
 - первый серийный 50-ти местный вариант самолета, построено 29 машин; 
Ту-104А - 70-ти местная модификация самолета, построено 80 машин, шесть самолетов этой модификации были поставлены в ЧССР, где эксплуатировались в течение нескольких лет; 
Ту-104Б - 100 местная модификация самолета с удлиненным фюзеляжем и неизменной механизацией крыла, построено 95 машин, в ходе эксплуатации переоборудовались в Ту- 104Б-115 на 115 пассажирских мест и под новое навигационно-пилотажное и радиотехническое оборудование; 
Ту-104В - неосуществленный серийный проект на 117 пассажиров; 
Ту-104Г и Ту-104Д - салонные варианты самолета; 
Ту-104Е - опытная модификация самолета под более экономичные двигатели РД-16-15 (тяга 11300 кг) и с изменениями в конструкции планера и самолетных систем; 
Ту-104В - часть самолетов Ту-104А переоборудованных силами ГВФ в 100-105 местные машины; 
Ту-104Д-85 - переделка Ту-104А под 85 мест; 
Ту-104В-115 - переделка Ту-104Б под 115 мест; 
Ту-104А-ТС и Ту-104БТС - переделка серийных машин в транспортно-санитарные (переделка в строю была предусмотрена в конструкции базовых самолетов); 
Ту-104АК - летающая лаборатория для подготовки космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесом ости; 
Ту-104Ш - переделка одного из серийных Ту-104 в штурманский учебный самолет для подготовки персонала ракетоносцев Ту-16К-10; 
Ту-104ЛЛ - несколько серийных Ту-104 переделанных для отработки радиотехнического оборудования самолетов Ту- 128 и Ту-22М и др; 
Ту-104 "ретранслятор" - использовался при испытаниях Ту-144; 
Ту-104 2НК-8 - в 60-ые годы рассматривался проект переоборудования парка Ту-104 (одновременно с Ту-16) под двигатели НК-8; 
Ту-104Д 3НК-8 - один из первых проектов ОКБ по теме Ту-154, имевшая в основе конструкцию Ту-104, приспособленную под новую силовую установку; 
самолет "110" (Ту-110) - четырёх двигательная модификация самолета Ту-104, было построено несколько самолетов в Казани, самолет предназначался на экспорт, однако программа была свернута из-за отсутствия заказов, самолеты долгие годы использовались в качестве различных летающих лабораторий; 
самолет "107" (Ту-107) - военно-транспортный вариант Ту-104, создавался по заказу ВВС, проходил заводские и государственные испытания, к серии принят не был из-за неполного соответствия требованиям к самолету ВТС; 
самолет "118" - проект Ту-104 с четырьмя ТВД. 

Эксплуатация 

Эксплуатационные испытания первых двух серийных самолетов начались практически одновременно с проведением государственных испытаний опытного самолета. Эксплуатационные испытания проводились силами ГВФ при помощи МАП, в частности в них участвовали от ОКБ ведущие инженеры Б.Н.Гроздов и В.Н.Бендеров. 

Пионером освоения Ту-104 в ГВФ стало специально организованное в столичном аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолетов. Оно являлось также первым учебно-тренировочным подразделением, в котором переучивались на новую реакти вную технику экипажи других авиапредприятий. Среди пионеров реактивной пассажирской авиации были такие летчики высочайшего класса как К.П. Сапелкин, Е.П.Барабаш, Б.П.Бугаев, А.В.Ор ловец и др, первыми освоившими в ГВФ Ту-104 и принимавшие участие в эксплуатационных испытаниях.

15 сентября 1956 года Ту -104 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва-Иркутск, самолет пилотировал экипаж возглавлявшийся командиром корабля Е.П.Барабашем.

12 октября состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу - командир корабля Б.П.Бугаев (будущий шеф-пилот Л.И.Брежнева, а затем руководитель советского ГВФ). Началась регулярная эксплуатация самолета, открывшая новую эру не только в развитии отечественной гражданской авиации, но и подтолкнувшая развитие мировой реактивной пассажирской авиации.

Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом успешно освоенным в ГВФ, именно за ним в строй гражданской авиации встали и Боинг 707, и "Комета-4", и французская "Каравелла".

Реактивная пассажирская авиация стала реальностью, доступной самому широкому кругу пассажиров многих стран. 

Почти единственным гражданским пользователем Ту-104 был «Аэрофлот», использовавший лайнеры для выполнения внутренних и международных рейсов средней протяженности. Отсутствие опыта эксплуатации гражданских реактивных самолетов и конструкционные недоработки приводили к значительному количеству инцидентов и аварий: пилоты испытывали трудности с посадкой самолетов, у лайнеров отказывали двигатели и приборы. В связи с этим, разработанные КБ Ильюшина турбовинтовые Ил-18, считавшиеся более надежными, начали быстро вытеснять Ту-104. 

Выпуск Ту-104 был прекращен всего через пять лет после начала серийного производства, хотя он использовался в регулярных пассажирских рейсах до 1979 года, а подразделениями Министерства Обороны - до 1981.

Единственной страной, куда экспортировался этот самолет, была Чехословакия - местная авиакомпания приобрела шесть машин, половина из которых в дальнейшем была потеряна в авариях. 

На базе Ту-104 был разработан самолет для местных авиалиний Ту-124, который, однако, не получил популярности и так же был снят с производства через пять лет после начала серийного выпуска. Опыт создания этих самолетов был впоследствии использован КБ Туполева при проектировании Ту-134. 

Катастрофы 

По данным на 1 января 2008 года было потеряно 37 самолётов типа Ту-104, т.е. 18% от числа произведенных лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолетов. 

Дата №ВС Место катастрофы Жертвы Краткое описание
19.02.58 L5414 Саваслейка н.д. Исчерпал запас топлива, не долетел до ВПП
15.08.58 L5442   у Читы  64/64  Сваливание в штопор на высоте 12 000 м 
17.10.58 42362  у Канаша 73/73 Попал в восходящие потоки, свалился в штопор на высоте 13 000 м 
21.10.60 42452 у Усть-Орды  3/3  Разбился при снижении 
01.02.61 42357 Владивосток 0/н.д. Грубая посадка, вылетел за пределы ВПП 
13.03.61 42438 у Кольцово 5/5 Аварийная посадка, отказ двигателей после взлета 
10.07.61 42447  Одесса 1/85 Грубая посадка в ливень
10.07.61 42388 Ташкент 0/н.д. Грубая посадка 
10.07.61 42504 Владивосток 0/н.д. При снижении задел антенну, совершил аварийную посадку 
04.06.62 42491 у Софии 5/5 Врезался в гору после отказа двигателя 
30.06.62 42370 у Красноярска 84/84 По ошибке сбит зенитной ракетой во время учений. 
02.09.62 42366 у Хабаровска 86/86 Потерял управление при наборе высоты
25.10.62 42495 Шереметьево 10/10 Пробный полет после техобслуживания. Руль направления был подключен неверно (перепутаны левый и правый повороты) 
16.03.63 OK-LDB Бомбей 0/0 Самолет чехословацкой CSA. Сгорел при заправке 
18.05.63 42483 у Ленинграда н.д. Вошёл в штопор при снижении 
18.05.63 42492 у Иркутска 32/32  Разбился в 2 км от ВПП из-за преждевременного снижения 
09.06.64  42476   Новосибирск н.д. Вылетел за пределы ВПП, совершая посадку в ливень 
28.04.69 42436 Иркутск н.д. Грубая посадка, не долетел 600 м до ВПП 
01.06.70 OK-NDD Триполи 13/13 Врезался в землю, заходя на посадку в 5,5 км от ВПП 
25.07.71 42405 Иркутск 97/126 Из-за ошибок экипажа сел за 200 м до ВПП и загорелся 
10.10.71 42490 Внуково 20/20 Взрыв в грузовом отсеке вскоре после взлета
24.04.73 42505 Ленинград 2/н.д. Попытка захвата. Террорист и вступивший с ним в борьбу 
бортинженер погибли при взрыве бомбы. Несмотря на разгерметизацию, самолет совершил аварийную посадку 
18.05.73 42411 Бурятия 82/82 Рейс Иркутск-Чита захвачен террористом, который потребовал лететь в Китай. Самолет взорвался после детонации бомбы 
29.08.73 OK-MDE Никосия 0/70 грубая посадка из-за ошибки пилота 
30.09.73 42506  Свердловск 108/108  рейс Свердловск-Хабаровск, отказ приборов 
13.10.73  42486 у Домодедово 119/119 Отказ электропитания и потеря управления. Крупнейшая катастрофа Ту-104. 
07.12.73  42503 около Москвы 13/72  Грубая посадка в сложных метеоусловиях 
05.11.74 42501 Чита 0/н.д. Вылетел за пределы ВПП
30.08.75  42472 Новосибирск 0/н.д. Правая стойка шасси сломалась, грубая посадка 
09.02.76 42327 Иркутск 24/24 Разбился при взлете
17.07.76 42335 Чита 0/н.д. Не смог взлететь из-за перегруза 
28.11.76 42471  у Шереметьево 72/72 Отказ авиагоризонтов ночью, потеря управления
1976 42371 Киев н.д. грубая посадка с неработающими двигателями 
13.01.77 42369 Алма-Ата 96/96 Пожар первого двигателя, самолет взорвался в воздухе 
17.03.79 42444 около Москвы 86/106 Ложное срабатывание датчика пожара двигателя, его отключение, возврат в аэропорт. Самолет зацепил опору ЛЭП и рухнул в поле. После катастрофы все Ту-104 выведены из состава «Аэрофлота» 
07.02.81 42332 Пушкин 51/51 Самолет ВМФ, разбился при взлете из-за нарушения центровки