Назначение: пассажирский
Первый полёт: 17 июня 1955 года
Начало эксплуатации: 15 сентября 1956 года
Всего построено: 200
Характеристики
Экипаж: 7 чел
Количество пассажиров: 50-100 чел
Максимальная скорость: 950 км/ч
Дальность полёта: 2 650 км
Практический потолок: 11 500 м
Размеры
Длина: 40,05 м
Высота: 11,9 м
Размах крыла: 34,54 м
Масса
Пустой: 41,600 т
Макс. взлётная: 76,000 т
Силовая установка
Двигатели: два турбореактивных Микулин АМ-3M-500
Тяга (мощность): 2 × 95,1 кН
Ту-104 — летающая лаборатория для подготовки космонавтов в музее ВВС в Монино.
Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт — после De Havilland Comet и Avro Jetliner.
В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
15 февраля 1961 года с Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолёта (на высоте 10 тысяч метров).
Разработка
Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954 года, хотя работы велись и раньше. Ту-104 проектировался на основе ранее производимого дальнего бомбардировщика Ту-16. Использовались его крыло, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси. Для Ту-104 был увеличен диаметр фюзеляжа и крыло было перемещено вниз фюзеляжа.
Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.
5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе на Украине.
В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетел реактивный самолёт советского производства.
15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва—Омск—Иркутск.
Кроме завода на Украине, Ту-104 различных модификаций выпускали на авиазаводах в Омске и Казани. Всего был построен 201 экземпляр. Производство было прекращено в 1960 году.
Аэродинамическая схема
двухмоторный турбореактивный низкоплан с расположением двигателей в корне крыла, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Модификации Ту-104
Ту-104А
Ту-104 - первый серийный 50-ти местный вариант самолета, построено 29 машин;
Ту-104А - 70-ти местная модификация самолета, построено 80 машин, шесть самолетов этой модификации были поставлены в ЧССР, где эксплуатировались в течение нескольких лет;
Ту-104Б - 100 местная модификация самолета с удлиненным фюзеляжем и неизменной механизацией крыла, построено 95 машин, в ходе эксплуатации переоборудовались в Ту- 104Б-115 на 115 пассажирских мест и под новое навигационно-пилотажное и радиотехническое оборудование;
Ту-104В - неосуществленный серийный проект на 117 пассажиров;
Ту-104Г и Ту-104Д - салонные варианты самолета;
Ту-104Е - опытная модификация самолета под более экономичные двигатели РД-16-15 (тяга 11300 кг) и с изменениями в конструкции планера и самолетных систем;
Ту-104В - часть самолетов Ту-104А переоборудованных силами ГВФ в 100-105 местные машины;
Ту-104Д-85 - переделка Ту-104А под 85 мест;
Ту-104В-115 - переделка Ту-104Б под 115 мест;
Ту-104А-ТС и Ту-104БТС - переделка серийных машин в транспортно-санитарные (переделка в строю была предусмотрена в конструкции базовых самолетов);
Ту-104АК - летающая лаборатория для подготовки космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесом ости;
Ту-104Ш - переделка одного из серийных Ту-104 в штурманский учебный самолет для подготовки персонала ракетоносцев Ту-16К-10;
Ту-104ЛЛ - несколько серийных Ту-104 переделанных для отработки радиотехнического оборудования самолетов Ту- 128 и Ту-22М и др;
Ту-104 "ретранслятор" - использовался при испытаниях Ту-144;
Ту-104 2НК-8 - в 60-ые годы рассматривался проект переоборудования парка Ту-104 (одновременно с Ту-16) под двигатели НК-8;
Ту-104Д 3НК-8 - один из первых проектов ОКБ по теме Ту-154, имевшая в основе конструкцию Ту-104, приспособленную под новую силовую установку;
самолет "110" (Ту-110) - четырёх двигательная модификация самолета Ту-104, было построено несколько самолетов в Казани, самолет предназначался на экспорт, однако программа была свернута из-за отсутствия заказов, самолеты долгие годы использовались в качестве различных летающих лабораторий;
самолет "107" (Ту-107) - военно-транспортный вариант Ту-104, создавался по заказу ВВС, проходил заводские и государственные испытания, к серии принят не был из-за неполного соответствия требованиям к самолету ВТС;
самолет "118" - проект Ту-104 с четырьмя ТВД.
Эксплуатация
Эксплуатационные испытания первых двух серийных самолетов начались практически одновременно с проведением государственных испытаний опытного самолета. Эксплуатационные испытания проводились силами ГВФ при помощи МАП, в частности в них участвовали от ОКБ ведущие инженеры Б.Н.Гроздов и В.Н.Бендеров.
Пионером освоения Ту-104 в ГВФ стало специально организованное в столичном аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолетов. Оно являлось также первым учебно-тренировочным подразделением, в котором переучивались на новую реакти вную технику экипажи других авиапредприятий. Среди пионеров реактивной пассажирской авиации были такие летчики высочайшего класса как К.П. Сапелкин, Е.П.Барабаш, Б.П.Бугаев, А.В.Ор ловец и др, первыми освоившими в ГВФ Ту-104 и принимавшие участие в эксплуатационных испытаниях.
15 сентября 1956 года Ту -104 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва-Иркутск, самолет пилотировал экипаж возглавлявшийся командиром корабля Е.П.Барабашем.
12 октября состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу - командир корабля Б.П.Бугаев (будущий шеф-пилот Л.И.Брежнева, а затем руководитель советского ГВФ). Началась регулярная эксплуатация самолета, открывшая новую эру не только в развитии отечественной гражданской авиации, но и подтолкнувшая развитие мировой реактивной пассажирской авиации.
Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом успешно освоенным в ГВФ, именно за ним в строй гражданской авиации встали и Боинг 707, и "Комета-4", и французская "Каравелла".
Реактивная пассажирская авиация стала реальностью, доступной самому широкому кругу пассажиров многих стран.
Почти единственным гражданским пользователем Ту-104 был «Аэрофлот», использовавший лайнеры для выполнения внутренних и международных рейсов средней протяженности. Отсутствие опыта эксплуатации гражданских реактивных самолетов и конструкционные недоработки приводили к значительному количеству инцидентов и аварий: пилоты испытывали трудности с посадкой самолетов, у лайнеров отказывали двигатели и приборы. В связи с этим, разработанные КБ Ильюшина турбовинтовые Ил-18, считавшиеся более надежными, начали быстро вытеснять Ту-104.
Выпуск Ту-104 был прекращен всего через пять лет после начала серийного производства, хотя он использовался в регулярных пассажирских рейсах до 1979 года, а подразделениями Министерства Обороны - до 1981.
Единственной страной, куда экспортировался этот самолет, была Чехословакия - местная авиакомпания приобрела шесть машин, половина из которых в дальнейшем была потеряна в авариях.
На базе Ту-104 был разработан самолет для местных авиалиний Ту-124, который, однако, не получил популярности и так же был снят с производства через пять лет после начала серийного выпуска. Опыт создания этих самолетов был впоследствии использован КБ Туполева при проектировании Ту-134.
Катастрофы
По данным на 1 января 2008 года было потеряно 37 самолётов типа Ту-104, т.е. 18% от числа произведенных лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолетов.
Дата | №ВС | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
19.02.58 | L5414 | Саваслейка | н.д. | Исчерпал запас топлива, не долетел до ВПП |
15.08.58 | L5442 | у Читы | 64/64 | Сваливание в штопор на высоте 12 000 м |
17.10.58 | 42362 | у Канаша | 73/73 | Попал в восходящие потоки, свалился в штопор на высоте 13 000 м |
21.10.60 | 42452 | у Усть-Орды | 3/3 | Разбился при снижении |
01.02.61 | 42357 | Владивосток | 0/н.д. | Грубая посадка, вылетел за пределы ВПП |
13.03.61 | 42438 | у Кольцово | 5/5 | Аварийная посадка, отказ двигателей после взлета |
10.07.61 | 42447 | Одесса | 1/85 | Грубая посадка в ливень |
10.07.61 | 42388 | Ташкент | 0/н.д. | Грубая посадка |
10.07.61 | 42504 | Владивосток | 0/н.д. | При снижении задел антенну, совершил аварийную посадку |
04.06.62 | 42491 | у Софии | 5/5 | Врезался в гору после отказа двигателя |
30.06.62 | 42370 | у Красноярска | 84/84 | По ошибке сбит зенитной ракетой во время учений. |
02.09.62 | 42366 | у Хабаровска | 86/86 | Потерял управление при наборе высоты |
25.10.62 | 42495 | Шереметьево | 10/10 | Пробный полет после техобслуживания. Руль направления был подключен неверно (перепутаны левый и правый повороты) |
16.03.63 | OK-LDB | Бомбей | 0/0 | Самолет чехословацкой CSA. Сгорел при заправке |
18.05.63 | 42483 | у Ленинграда | н.д. | Вошёл в штопор при снижении |
18.05.63 | 42492 | у Иркутска | 32/32 | Разбился в 2 км от ВПП из-за преждевременного снижения |
09.06.64 | 42476 | Новосибирск | н.д. | Вылетел за пределы ВПП, совершая посадку в ливень |
28.04.69 | 42436 | Иркутск | н.д. | Грубая посадка, не долетел 600 м до ВПП |
01.06.70 | OK-NDD | Триполи | 13/13 | Врезался в землю, заходя на посадку в 5,5 км от ВПП |
25.07.71 | 42405 | Иркутск | 97/126 | Из-за ошибок экипажа сел за 200 м до ВПП и загорелся |
10.10.71 | 42490 | Внуково | 20/20 | Взрыв в грузовом отсеке вскоре после взлета |
24.04.73 | 42505 | Ленинград | 2/н.д. | Попытка захвата. Террорист и вступивший с ним в борьбу бортинженер погибли при взрыве бомбы. Несмотря на разгерметизацию, самолет совершил аварийную посадку |
18.05.73 | 42411 | Бурятия | 82/82 | Рейс Иркутск-Чита захвачен террористом, который потребовал лететь в Китай. Самолет взорвался после детонации бомбы |
29.08.73 | OK-MDE | Никосия | 0/70 | грубая посадка из-за ошибки пилота |
30.09.73 | 42506 | Свердловск | 108/108 | рейс Свердловск-Хабаровск, отказ приборов |
13.10.73 | 42486 | у Домодедово | 119/119 | Отказ электропитания и потеря управления. Крупнейшая катастрофа Ту-104. |
07.12.73 | 42503 | около Москвы | 13/72 | Грубая посадка в сложных метеоусловиях |
05.11.74 | 42501 | Чита | 0/н.д. | Вылетел за пределы ВПП |
30.08.75 | 42472 | Новосибирск | 0/н.д. | Правая стойка шасси сломалась, грубая посадка |
09.02.76 | 42327 | Иркутск | 24/24 | Разбился при взлете |
17.07.76 | 42335 | Чита | 0/н.д. | Не смог взлететь из-за перегруза |
28.11.76 | 42471 | у Шереметьево | 72/72 | Отказ авиагоризонтов ночью, потеря управления |
1976 | 42371 | Киев | н.д. | грубая посадка с неработающими двигателями |
13.01.77 | 42369 | Алма-Ата | 96/96 | Пожар первого двигателя, самолет взорвался в воздухе |
17.03.79 | 42444 | около Москвы | 86/106 | Ложное срабатывание датчика пожара двигателя, его отключение, возврат в аэропорт. Самолет зацепил опору ЛЭП и рухнул в поле. После катастрофы все Ту-104 выведены из состава «Аэрофлота» |
07.02.81 | 42332 | Пушкин | 51/51 | Самолет ВМФ, разбился при взлете из-за нарушения центровки |