Описание як40

Тип пассажирский самолёт 
Производитель ОКБ Яковлева 
Первый полёт 21 октября 1966 
Начало эксплуатации 1966 
Статус 333 эксплуатируются (2009) 
Годы производства 1966 - 1981 
Единиц произведено 1011 

Як-40 (по кодификации НАТО: Codling — «Мелкая треска») — пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Самолёт выпускался Саратовским авиационным заводом. 

Конструкция крыла 

Крыло самолёта прямое, большого удлинения, состоит из двух консолей. Каждая консоль снабжена тремя секциями выдвижных взлётно-посадочных закрылков и двумя секциями элеронов. Каждая консоль лонжеронной конструкции. Продольный набор каркаса консоли крыла состоит из двух продольных стенок, одного лонжерона и шести пар стрингеров. Поперечный набор состоит из 34 нервюр. Обшивка конструкции выполнена из дюралюминиевых листов. В крыле сделаны вырезы под нишу, где в убранном положении размещаются амортизационная стойка и колесо главной опоры шасси. 

На каждой консоли крыла расположены три секции закрылков. Все секции аналогичны по конструкции. Каждая секция состоит из каркаса и обшивки. Каркас образован лонжероном, стрингерами, набором нервюр и поперечных профилей. На каждой консоли крыла расположены соответственно корневая и концевая секции элеронов, имеющих весовую балансировку и аэродинамическую компенсацию. Конструктивно каждая секция элеронов состоит из лонжеронов, набора нервюр и обшивки. 

Конструкция продольных стенок — швеллерная балка, состоящая из верхнего и нижнего поясов и стенки, подкреплённой стойками. Стрингеры изготовлены из прессованных алюминиевых профилей таврового сечения. 

Аэродинамическая схема 

Трёхмоторный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей с прямым крылом и однокилевым, Т-образным оперением. 

Технические характеристики 

Размах крыльев: 25 м 
Длина самолёта: 20 м 
Число мест: 27, 30, 32, 36 — в экономическом классе (в советские времена — «туристский класс») 
Число мест в вариантах повышенной комфортности — индивидуально; получили распространение следующие варианты — 8, 9, 12 мест. 
Взлётная масса: 16,1 т, 16,8 т, 17,2 т 
Крейсерская скорость: 510 км/ч 
Эксплуатационный потолок: 8100 м 
[источник не указан 112 дней]Дальность полёта: 1350 км (с максимальной загрузкой) до 2500 км (с 5 пассажирами) 
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) 1250 м 
Часовой расход топлива 1150 кг/час при максимальной коммерческой загрузке.Характеристика Показатель 
Серийное производство 1967—1981 
Тип узкофюзеляжный 
Длина 20,36 м 
Размах крыла 25 м 
Площадь крыла 70 м² 
Высота в хвосте 6,50 м 
Скорость 550 км/ч на 7.000 м 

Дальность полёта макс. 1.450 км 
Вес самолёта 9.400 кг 
Максимальная взлётная масса 16.000 кг 
Двигатели 3 Ивченко Аи-25 
Тяга 14,7 кН 

Двигатели 

Три турбореактивных двигателя АИ-25 (2 х 1720 кгс) разработанных ГП ЗМКБ «Прогресс» им. Академика А. Г. Ивченко: два двигателя установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, третий внутри хвостовой части фюзеляжа. Также на самолёте установлена ВСУ АИ-9. 

История 

Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 был разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. Опытный образец был построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году, и уже в 1967 самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове. 

Он стал первым в мире пассажирским реактивным самолётом для местных авиалиний. Этот самолёт стал первым отечественным самолётом, получившим сертификаты лётной годности Италии и ФРГ. 

Первоначально самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полёт с одним из трёх двигателей. 

Як-40 демонстрировался в 75 странах мира, даже в США, где на него поступали заказы. Всего самолёт Як-40 поставлялся на экспорт в 18 стран 

Состояние 

Як-40 выпускался серийно в 1967—1981. Было построено 1011 самолётов, из которых 125 отправлено на экспорт. В эксплуатации ныне находится около 300 самолётов, треть из которых — за рубежом. 

На Смоленском авиационном заводе в 1992 была организована доработка самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков (6 т), а в 1996 — доработка самолётов Як-40 в административный вариант (установка радиооборудования для полётов по международным линиям, оборудование салона бизнес—класса, наружная окраска полиуретановыми эмалями). 

На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 265 самолётов этого типа, из них 138 эксплуатируются. 

Катастрофы 

По данным на 1 января 2008 года было потеряно 92 самолета типа Як-40.