Реактивное такси

Реактивное такси

Революция, о которой так долго, да, очень долго, говорили... Не большевики, конечно, но многие и многие специалисты, всё же свершилась. Или свершается сейчас. 
Пяти-семиместные реактивные самолёты появляются "на прилавках" по весьма привлекательным, для аппаратов такого рода, ценам.

Маленькие авиакомпании, богатые корпорации и состоятельные частники с интересом углубились в тактико-технические данные. 

На американском ежегодном авиашоу ассоциации экспериментальных летательных аппаратов в Ошкоше (EAA AirVenture Oshkosh), проходящем с 24 по 30 июля, состоялось несколько значимых событий для нового официального класса авиации общего назначения — "Сверхлёгкие реактивные самолёты" (Very Light Jet — VLJ). 

В общих чертах эти машины сходны с давно известными так называемыми "бизнес-джетами" — сравнительно небольшими реактивными самолётами примерно на 6-18 человек, нередко покупаемыми в качестве служебного транспорта богатыми фирмами или просто — миллионерами. 

Однако VLJ — машины ещё более лёгкой категории, с которыми связаны надежды на более широкое распространение реактивной авиации, на массовые покупки реактивных самолётов частниками и, не в последнюю очередь, на реализацию давней американской мечты о воздушных такси, связывающих полётами "на заказ" многие тысячи маленьких аэродромов. 

VLJ — это реактивные самолёты массой до 4, 5 тонн и с пятью-шестью пассажирскими местами. Сразу несколько компаний из разных стран подготовили к выходу на рынок такие аппараты. Они расcчитаны, в первую очередь, на пилотов частников, отличаются сравнительной неприхотливостью в обслуживании и стоят приблизительно вполовину того, сколько сегодня просят за самый доступный "деловой" реактивный самолёт, присутствующий на рынке. 
При этом, как показывают новости, дешёвые реактивные пассажирские машины, тем не менее, оснащены самыми передовыми двигателями, авионикой, включая большие жидкокристаллические дисплеи вместо устаревших стрелочных приборов и, порой, весьма дорогие материалы в фюзеляже и планере. Да и оснащение интерьеров многих из этих машин — далеко не спартанское. 

Хотя некоторые из новинок VLJ поднялись в небо, а затем проходили испытания и сертификацию ещё в прошлые годы, фактически лишь теперь им дали зелёный свет. По крайней мере, в США, где огромные расстояния и наличие порядка 5 тысяч малых аэродромов просто наводят на мысль о подобном типе авиации. 

Только раньше в роли недорогих воздушных извозчиков выступали машины с пропеллерами, а теперь их должны несколько потеснить маленькие реактивные пташки. 

На авиашоу в Ошкоше Федеральное управление авиации США (FAA) объявило, что на днях выдаст первое временное свидетельство самолёту класса VLJ, и это будет американский Eclipse 500. 

Шестиместный аппарат, оснащённый двумя турбореактивными движками и готовый к преодолению на одной заправке и с полной нагрузкой 2084 километров (и 2, 408 тысячи км, если внутри — только четверо), стоит всего $1, 3 миллиона. Правда цена эта "ориентировочная" и, скорее всего, в реальности будет чуть-чуть повыше. Однако и она — очень привлекательна, в сравнении с тем, к чему привыкли покупатели 

Максимальная скорость Eclipse 500 равна 685 километрам в час, а потолок — 12, 5 километра. Однако больше всего потенциальных владельцев должны заинтересовать другие параметры: удивительно малые для шестиместной реактивной машины дистанции разбега на взлёте и пробега после посадки — 700 и 657 метров соответственно. 

Это кардинально расширяет список аэродромов (в США, в первую очередь, но не только), где владелец Eclipse 500 сможет приземляться и взлетать. Ведь нынешние реактивные "бизнес-джеты" требуют полосы примерно в 1, 3 километра. Собственно, короткие разбег и пробег — одни из главных козырей всего класса VLJ. И приятно отметить, что класс этот постоянно пополняется. 

На том же шоу в Ошкоше состоялась премьера однодвигательного реактивного самолёта Diamond D-Jet. Это продукт транснациональной компании Diamond Aircraft со штаб-квартирой в Австрии и производством в ряде стран, в том числе — в Канаде, где и делают данную модель. 

На D-Jet висит ценник в $1, 38 миллиона, только вот продажи этой машины начнутся лишь в 2008-м. 
За означенную сумму владелец D-Jet получит "максималку" 583 километра в час, дальность 2, 5 тысячи километров и пять удобных кресел — одно для пилота и четыре для пассажиров. 

Интересно, что пустой вес этой машины составляет всего 1, 175 тонны — что сравнимо с малолитражным авто. 
Потолок D-Jet равен всего 7, 62 километра. Однако целенаправленный выбор этого параметра руководитель Diamond Aircraft Кристиан Драйс (Christian Dries) объяснил своеобразно: "Мы проектировали этот самолет для (начинающих) пилотов-частников с налётом всего в 500 часов, тех, кто хочет летать именно на реактивной машине. 

С D-Jet летать (управляться) легко, — и далее поясняет собственно про потолок, — на 25 тысячах футов, если салон разгерметизируется, у вас будет приблизительно три минуты сознания: достаточно, чтобы обнаружить проблему и среагировать. На 40 тысячах футов у вас будет три секунды до обморока, а затем вы скончаетесь". 

Вот такие весёлые вещи. Не передумали покупать этот реактивный самолёт? Правильно. Максимально простая машина (но всё же с автопилотом), как уверяет компания, недорогая в обслуживании – это то, что надо для начинающих. Если, конечно, вращающиеся воздушные винты вам вдруг, по какой-то причине, не милее реактивных струй. 

Что до более солидных корпоративных покупателей, то им стоит обратить внимание на ещё одну сравнительную новинку. "Сравнительную" потому, что сама машина летает не первый год, только пока ещё не продаётся.