РОКОВОЙ БОРТ RA-64011

РОКОВОЙ БОРТ RA-64011

Разбившимся Ту-204 управлял измотанный бессонницей экипаж

Пассажирский самолет Ту-204 потерпел крушение около аэропорта Домодедово.

При заходе на посадку авиалайнер не дотянул до взлетно-посадочной полосы около километра и рухнул в лесополосе.

По одной из версий, причиной ЧП могли стать туман и плохая видимость.

По другой — человеческий фактор. После почти суток, проведенных без отдыха, роковую роль могла сыграть усталость экипажа и потеря им концентрации. Авиакатастрофа произошла в половину третьего ночи 22 марта 2010 г.

По словам официального представителя аэропорта Домодедово Елены Галановой, самолет авиакомпании "Авиастар-Ту" выполнял технический рейс Хургада — Москва без пассажиров и все шло в штатном режиме.

На борту Ту-204 находился только экипаж из восьми человек: командира Александра Косякова, пилота Алексея Михайловского, бортинженера Сергея Горячева, техника Алексея Катасонова, бортпроводников Юлии Соболевой, Ирины Лапкиной, Марины Кудряшовой и Алексея Модина.

"В 02.36 самолет неожиданно исчез с экранов радаров, — рассказала Елена Галанова.

— В это время Ту-204 уже подлетал к аэропорту, при этом экипаж не запрашивал аварийной посадки".
Сразу после исчезновения самолета на его поиски отправились спасатели.

Через час его обнаружили в лесу.

Ту-204 приземлился примерно в 600 м от забора аэропорта и 1 км от взлетно-посадочной полосы.

Вблизи рассмотреть упавший самолет журналисты смогли только около 13.00, когда для них организовали специальную экскурсию.

Лайнер, похожий на распотрошенную птицу, лежал на сломанных березах: при посадке самолет подмял под себя несколько десятков деревьев.

Кабина пилотов при падении почти оторвалась от фюзеляжа. Рядом лежали панели с приборами управления. Неподалеку была и турбина, из которой торчали запчасти.

Из открытой двери висел надувной трап, по которому после аварийной посадки спустились бортпроводники. Спасатели помогли пострадавшим выбраться из разбитого самолета.

Четверо членов экипажа были госпитализированы в Центральную клиническую больницу города Домодедово. Состояние двоих пострадавших оценивается как тяжелое.

Межрегиональное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СУ СКП России) на транспорте возбудило уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).

Одним из ключевых свидетелей расследования, на чьи показания будет опираться следствие, является командир воздушного судна Александр Косяков. Однако он получил серьезную травму головы и пока с ним не разрешают провести допрос.

Как пояснил "Газете" официальный представитель СКП России Владимир Маркин, следствие рассматривает все версии случившегося: от ошибки пилота, плохих метеоусловий и отказа техники до совокупности всех перечисленных факторов.

По результатам расследования будут названы причины крушения самолета и виновники ЧП.

Между тем представители аэропорта, до которого не долетел самолет, утверждают, что плохие метеоусловия и их сотрудники не могли стать причиной падения авиалайнера.

"Домодедово может принимать самолеты практически в любую погоду, — пояснила Елена Галанова. — Например, в ночь на 22 марта мы приняли 10 самолетов, которые не могли сесть во Внуково. Я не думаю, что в случае с Ту-204 причиной падения мог стать туман и плохая видимость огней взлетно-посадочной полосы".

О том, что основная ответственность при посадке лежит на пилоте, "Газете" подтвердил и президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. "Авиадиспетчер может проинформировать об отклонении от курса, но самолет сажает командир. Часто заход на посадку происходит на автомате, — пояснил Мирослав Бойчук. — В ту ночь видимость, насколько мне известно, была 400—500 метров, и такие показатели считаются сложными метеоусловиями. Тут, конечно, мог произойти и отказ техники, и пилот мог ошибиться, но об этом должны сказать те, кто расследует причины ЧП. Что касается внезапного исчезновения самолета с радаров, то когда авиалайнер находится на высоте 100—120 метров над землей, то на падение хватит пять-шесть секунд. Боюсь, не каждый успеет при таком дефиците времени запросить аварийную посадку".

Действительно, человеческий фактор мог сыграть ключевую роль, учитывая, что перед тем как прилететь в Москву, экипаж Ту-204 почти сутки не спал.

Накануне ЧП, 21 марта в 4 утра, этот же самолет вылетел из Москвы в Хургаду, однако через два часа после полета был вынужден вернуться в Домодедово по техническим причинам. Позднее выяснилось, что в кабине пилота задымился электрообогреватель для ног. В половине пятого вечера самолет предпринял вторую попытку доставить пассажиров в Египет. На этот раз все прошло без эксцессов, и авиалайнер приземлился в Хургаде, однако уже через час все тот же экипаж повел Ту-204 обратно в Россию. Вымотанные полетами пилоты вполне могли просто потерять бдительность на подлете к аэропорту.

Стоит отметить, что Ту-204 с бортовым номером RA-64011 уже давно преследуют неудачи.

14 января 2002 года он чуть было не разбился на подлете к Омску. Тогда самолет выполнял рейс Франкфурт-на-Майне — Новосибирск. На подлете к аэропорту Толмачево выяснилось, что посадка невозможна из-за плохих метеоусловий. Самолет полетел в Омск. Однако за 20 км до города у Ту-204 закончилось топливо и один за другим выключились двигатели. Самолет спланировал с высоты 2 тыс. метров. На земле авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за отсутствия реверсной тяги. К счастью, 119 пассажиров и экипаж не пострадали.

Обошлось без жертв и в этот раз. "Большая благодарность командиру экипажа за то, что он принял решение лететь из Хургады без пассажиров, — поделился с корреспондентом "Газеты" представитель СКП России. — Если бы на борту самолета были пассажиры, то жертв и пострадавших в аварии было бы значительно больше".

По его словам, задымление в кабине пилотов, скорее всего, и стало причиной, по которой самолет летел из Египта пустым.
Для того чтобы оценить техническое состояние авиалайнера, уже назначено проведение специальных экспертиз. Однако завод-изготовитель ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске заявил, что три дня назад, когда Ту-204 проходил там плановый ремонт по замене шасси, никаких неисправностей у него обнаружено не было.

Ситуация вокруг таинственного крушения Ту-204 прояснится после того, как будут расшифрованы бортовые самописцы. Они прекрасно сохранились, и к их расшифровке уже приступили специалисты Межгосударсвенного авиационного комитета. Между тем на время расследования Росавиация запретила авиакомпании "Авиастар-Ту" выполнять пассажирские перевозки.

"Никогда ещё мне не было так жалко самолёта.

В 2000 году я переучился на Ту-204 во Внуковских Авиалиниях. Полетал на нём ну совсем немного. Он у нас тогда один был летающий, RA-64011 (Был ещё 64008 грузовичёк, но он так и не полетел).

15 Июня 2000 года, при выполнении рейса в Стамбул, сразу после взлёта с курсом 016 градусов, на высоте около 100 метров возник сильный помпаж правого двигателя и самолёт с 210тьми пассажирами на борту, совершил вынужденную посадку на одном двигателе, выполнив круг. КВСом в том рейсе был П.П. Бугаев, командир звена Ту-204 Внуковских Авиалиний. 2й пилот И. Горожанкин (ныне пил. инструктор Boeing -737NG и CL) , Борт инженер С. Баранов. После этого, самолёт в составе флота ВАЛ, больше не поднялся в небо, да и сами Внуковсике через пол года перестали существовать. Потом это самый борт долго переходил из рук в руки, летал в "Сибири", где совершил 14 января 2002 года знаменитую посадку в Омске без двигателй. Он летал с 2006 в Red Wings ("Авиалинии 400"), а затем перешел к компании "Авиастар-ТУ".......

И вот его больше нет. Безумно жаль......."

Алексей Кочемасов (letchikleha)

И ВОТ ЕЩЕ ОДИН САМОЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАНУЛ В ЛЕТА.