Россия и Cessna 172: они нужны друг другу

Россия и Cessna 172: они нужны друг другу

Кажется, лед тронулся. Совсем еще недавно хор скептиков уныло тянул "летать в России нельзя", а теперь вдруг оказалось, что уже можно. Ну не то чтоб легко и просто, но уже хоть как-то. И не то чтоб благодаря, а скорее вопреки. Но, так или иначе, возникает вопрос выбора легкого самолета на все случаи жизни. Поскольку самолетов на все случаи жизни в принципе не бывает, выбор делают обычно под прогнозируемые ситуации – обучение, маршрутные и прогулочные полеты, пилотаж и т. д. Что характерно: все больше и больше россиян подумывают о приобретении Cessna 172. И это вполне логично. 

Выбор Америки 

Жизнь уже научила российских пилотов-частников: хочешь летать на советском "Яке" – учи матчасть и всегда носи с собой отвертку с красной ленточкой. Или будешь сам себе инженер, техник, электрик и моторист, или покупай что-то попроще. А что именно? 

Человеку всегда хочется необычного. Но если для одного необычен сам факт внезапного превращения из простого гражданина в пилота, то другому подавай какой-нибудь экзотический самолет. Частный авиапарк России все больше и больше пестрит самыми диковинными летательными аппаратами, потому что любители экзотики никогда не переведутся. Но с недавних пор стала заметна любопытная тенденция: вдоволь налетавшись на крылатом чуде-юде, купленном по совету знакомого у малоизвестной фирмы (работают недавно, но успели прославиться небывалой гениальностью конструкторского почерка), поднабравшийся опыта пилот-любитель начинает выискивать в интернете объявления о продаже Cessna 172 в хорошем состоянии. Это просто наваждение какое-то. Или нет? Что же в ней такого, в этой "Цессне"? Cessna 172 – это классика жанра. 

Непосредственным предшественником Cessna 172 стал легкий самолет Cessna 120, впервые взлетевший аж в 1945 году. Именно это событие и стало звездным часом компании Cessna Aircraft. Маленький самолетик был с виду очень похож на множество подобных ему современников, если бы не одно но: "120-е" не собирали на коленке из дешевых материалов, а строили по самой современной технологии полностью из металла, на стапелях, с применением современного производственного оборудования. При этом стоил аэроплан чуть больше $2500, что даже тогда было заметно дешево для серийного самолета (годовая зарплата военного летчика плюс надбавки). 

По сути Cessna 120 стала первым в Америке "летающим автомобилем" массовой штамповки, а появление более совершенных модификаций на ее базе было лишь делом времени. Постепенно на базе этой машины возникло целое созвездие самолетов, но на сегодняшний день в строю остались лишь три потомка "120-й". Самый удачливый из этих самолетов – как раз Cessna 172, выпуск которой начался в 1955 году и продолжается по сей день. 

Cessna 172 – самый массовый самолет в истории мировой гражданской авиации, их построено более 43 тысяч – абсолютный мировой рекорд. Что-то ведь кроется за этим? 

Без отвертки 

Журналистика – это умение генерировать собственные мысли с чужих слов. Нельзя же, в самом деле, испробовать все на свете. Жизни не хватит, а денег-то уж точно. Но Cessna 172 – тот редкий случай, когда хвалишь от чистого сердца. Полетав некоторое время на этом замечательном самолете, я почти сроднился с ним. Тем более что к тому времени было с чем сравнивать. Есть смысл поделиться личным опытом. 

Первое, что нравится в Cessna 172 – это ее классическая конструкция. Схема подкосного высокоплана известна уж лет сто и за это время хорошо отработана. Для легкого непилотажного самолета такая схема оптимальна: не зацепишь землю крылом, когда приземляешься с креном при боковом ветре. Удобная посадка в самолет, хороший обзор вниз. 
Планер Cessna 172 за полвека серийного производства почти не изменился, заметное отличие современных массовых версий от совсем уж допотопных – более тонкая хвостовая балка фюзеляжа и стреловидный киль. И этот планер Cessna Aircraft пока не собирается менять, причина – удачная конструкция. 

Нет, я в принципе не против самолетов смешанной конструкции или новомодных композиционных материалов на основе углепластика. Но дюраль есть дюраль. Ему как-то больше доверия. И в этом смысле Cessna 172 – проверенный классический вариант. А в авиации это ценно. И, между прочим, самолеты Cessna приятно удивляют качеством металла, из которого изготовлены. Лет тридцать должна летать "Цессна" во влажном климате до появления коррозии. 

Нельзя сказать, что конструкция Cessna 172 отличается дубовостью, свойственной советским самолетам. Планер у "172-й" прочный, но только в тех местах, где это реально необходимо. Вообще, создать самолет одновременно прочный и легкий – высший пилотаж авиастроения. Еще в 1940-х, проектируя первые варианты "летающего автомобиля" для американцев, инженеры Cessna Aircraft сделали ставку на самые современные для того времени технологии. Именно технологии серийного производства при должном их развитии позволяют создавать маленькие шедевры – избегать перетяжеления конструкции без потери прочности планера. 

Наш Як-12, взлетевший через два года после Cessna 120, фактически повторил конструкции второй половины 1930-х годов. Получился крепкий "колхозный" самолет, который можно ремонтировать в чистом поле, но в кармане пилота должна быть отвертка с красной ленточкой. Любит "Як", когда его постоянно настраивают, словно рояль. "Цессна" – принципиально иное дело. Это самолет с предсказуемым жизненным циклом, как современный автомобиль. Главное – не ждать, пока "стук наружу выйдет", а выполнять немногочисленные и несложные рекомендации по техобслуживанию и ремонту. И летать можно без отвертки. Простота, предсказуемость и надежность – вот лучшие качества Cessna 172. 
Одна ли она такая? Нет, не одна. Но самая известная и самая массовая. 

Сочетание несочетаемого 

Один знакомый как-то написал на форуме, что полет на Cessna 172 – это "комфорт продавленного дивана в сочетании с управляемостью автобуса". Честно говоря, мне она такой не показалась. Вернее, что-то в этом утверждении есть, но на вкус сказавшего. Я же (наверно, повезло) все время замечал очевидные плюсы "172-й", которых гораздо больше, чем минусов. 

С первого же полета, с первых его минут Cessna 172 очаровывает самобытной, свойственной только ей особенной управляемостью. Это не чуткая острота легкого пилотажного самолета и не инертность тяжелого, это что-то особенное. Легкая мягкость пилотирования, соразмерность прилагаемых усилий с характером выполняемого маневра. Да, этому самолету, как и всем подкосным высокопланам, свойственна некоторая избыточная устойчивость по крену. Но даже в болтанку расходов штурвала хватает. Cessna 172 как умная собака, которая выполняет команды не мгновенно, но обязательно и вовремя. Не знаю, как еще это объяснять. Лучше попробуйте сами. 

Вообще, полет на Cessna 172 – это для тех, кто хочет летать просто. И простота пилотирования удивительна: самолет прощает даже очень грубые ошибки начинающего летчика и постепенно учит самому важному – отделять главное от второстепенного, вырабатывать правильное распределение внимания на всех этапах полета. Иногда от простоты начинаешь наглеть, и тогда "Цессна" показывает характер, но как-то мягко, деликатно. Если что-то не так, это всегда можно исправить одним простым движением, а главное – Cessna 172 ждет, когда расшалившийся пилот образумится. Ждет и ждет, не хочет наказывать за вольности. Добрый самолет, это в нем многие любят. 

Cessna 172 удивляет сочетанием трудносочетаемых качеств. Нестрогость в пилотировании идет бок о бок с достаточной точностью выполнения эволюций. Уверенное поведение на маршруте удивительно дополнено хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Увидишь ее впервые и подумаешь: а что в ней такого? Обычный подкосный высокоплан, каких несчетные тысячи летали и летают. И лишь потом начинаешь догадываться, откуда эта всемирная известность, почему эти рекордные цифры серийного выпуска. 

На Cessna 172 как-то совестно летать с больших аэродромов, она приспособлена для маленьких грунтовых площадок. Но и "колхозным" самолет не назовешь: есть, например, Piper Cub, вот он летать с бетона явно не любит. А "Цессне" как-то везде хорошо. Удивительно, как можно было создать самолет, так равно удачный и на ухоженном аэродроме Европы, и на грунтовой полосе посреди кенийской саванны, и в снегах Аляски? 

Можно летать быстрее? Можно. И для этого есть большой выбор самолетов. Можно взлетать с точки и в точку же приземляться? Можно и это. И есть самолеты, летающие как майский жук. Есть варианты с более просторным салоном и большей коммерческой нагрузкой. В современной легкой авиации есть все на любой вкус и за любые деньги. Но Cessna 172 все равно незаменима. 

Кто бы и что бы ни говорил, но это лучший в мире самолет для первоначального летного обучения (и самый массовый в этом качестве уже как минимум лет сорок) и лучший самолет для простого частного использования, без пилотажа, без рекордов скорости и дальности. В конце концов, не все ездят на спорткарах, большинство людей предпочитает автомобили попроще. И если Cessna 172 способна летать на 1000 км, понимать эти цифры следует так: максимум 500 км туда и 500 км обратно. Больше на легком самолете все равно не выдержать, да и зачем, собственно? 

Главная мысль 

Можно купить самолет дешевле, можно купить самолет лучше, это личный выбор. Но нас сейчас интересует другое – какой самолет лучше всего подходит для России в массе? Об этом спорили и спорят, но, как часто бывает, жизнь доказывает свое. Cessna 172 известна по всему миру, и она придет в Россию неизбежно. Просто эволюционным путем, как пришли современные автомобили (а помните, как спорили по поводу запчастей и ремонта?). 

О Cessna 172 можно писать много и подробно, и мы будем писать о ней еще не раз. Она этого вполне заслуживает. Но сейчас хотелось бы заострить внимание на одной специфической российской проблеме. К великому сожалению, в частной авиации России процветает повальная недоученность и слабая информированность. И при этом амбиции: "Хочу учиться на Як-52! Чтоб сразу на пилотаж!" Недоученность российских пилотов – явление сложное, и касается оно всех, даже инструкторского состава аэроклубов. Методик нет, инструкторы озабочены заработком в сезон и при всем своем опыте и профессионализме часто склонны считать свою работу чем-то вроде халтуры. Раньше-то летали на "туполях" – вот это была настоящая работа! Не то что ныне… И так далее. 

Cessna 172 – лучшее решение в качестве учебного самолета. Просто вместе с самолетами должен прийти опыт летного обучения, ответственное отношение к процессу, методики и знания. "172-я" научит Россию правильно и безопасно летать, для этого нужно время и самолеты. Лучшего пока не придумано, и скоро это станет ясно многим. 

Напоследок еще одно личное наблюдение. Cessna 172 – самый маленький и легкий из известных мне самолетов, который по ощущениям все же не самолетик, а самолет. Пересесть с нее на более серьезную технику особого труда не составит. Но начинать лучше именно со "172-й". И пусть Россия, как всегда, ищет собственный путь. Найдет она все равно Cessna 172, это неизбежно. 

Автор: Александр Швыдкин