Самые аварийные самолеты в мире

Самые аварийные самолеты в мире

Ранние версии семейства Boeing 737 были построены еще в 1988 году, и более 500 таких самолетов до сих пор эксплуатируются. В августе прошлого года в Киргизии разбился Boeing 737 JT8D, принадлежащий Itek Air, вскоре после того, как Европейский союз запретил этой авиакомпании летать в Европу из-за рекордно низкого уровня безопасности. Такие инциденты помогают объяснить, почему эта модель находится на вершине рейтинга самолетов, наиболее часто подверженных катастрофам.

Старые самолеты требуют более интенсивного ухода, чем новые. Однако они эксплуатируются бюджетными авиакомпаниями, которым часто не хватает средств для нормального технического обслуживания и обучения пилотов 

Используя данные лондонского страхового консультанта Ascend, издание BusinessWeek составило рейтинг самых опасных самолетов на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом. В рейтинг вошли модели самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве более 100 штук. Авиакатастрофы, связанные с терроризмом, не учитывались. 

1. Boeing 737 JT8D 
Одна катастрофа на: 507 500 летных часов 
Годы выпуска: 1967-1988 
Самолетов в эксплуатации: 517 
Первая версия Boeing 737 признана самым аварийным самолетом. Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов. Чем меньше эта цифра, тем выше вероятность аварии. Еще 517 самолетов этой модели по-прежнему совершают полеты в бедных странах. Почти 30-летний Boeing 737 JT8D, эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air, разбился недалеко от Бишкека в августе 2008 года. В катастрофе погибли 68 человек. 

2. Ил-76 
Одна катастрофа на: 549 900 летных часов 
Годы выпуска: с 1974 по настоящее время 
Самолетов в эксплуатации: 247 
Эта модель в основном встречается у авиакомпаний стран бывшего Советского союза, Ближнего Востока и в Африке. Одна из самых крупных авиакатастроф Ил-76 произошла в 2003 году. Тогда разбившийся самолет иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек. 

3. Ту-154 
Одна катастрофа на: 1 041 000 летных часов 
Годы выпуска: с 1971 по настоящее время 
Самолетов в эксплуатации: 336 
Эта модель также находится в основном в парках авиакомпаний стран бывшего СССР и выполняет в основном рейсы на внутренних линиях. В Иране с 2002 года произошло четыре авиакатастрофы с участием Ту-154. Последняя катастрофа произошла 15 июля этого года: разбился Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Air, следовавший из Тегерана в Ереван. Погибли 168 человек. 

4. Airbus A310 
Одна катастрофа на: 1 067 700 летных часов 
Годы выпуска: 1983-1998 
Самолетов в эксплуатации: 191 
Крупные авиакомпании уже вывели эту модель европейского авиастроителя Airbus из эксплуатации. Однако некоторые перевозчики из беднейших странах, к примеру, Pakistan International Airlines, продолжают ее активное использование. Последняя катастрофа с участием этого авиалайнера произошла 30 июня этого года, когда A310, принадлежавший Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в открытое море. Погибли 153 человека, спастись удалось только 12-летней девочке. 

5. McDonnell-Douglas DC-9 
Одна катастрофа на: 1 068 700 летных часов 
Годы выпуска: 1965-1982 
Самолетов в эксплуатации: 315 
Компания McDonnell-Douglas прекратила свое существование после слияния с Boeing в 1997 году, но немолодые уже DC-9 по-прежнему эксплуатируются авиакомпанией Delta Airlines, а также множеством других мелких перевозчиков в мире. В апреле 2008 года в республике Конго разбился DC-9 авиакомпании Hewa Bora Airways, погибли 44 человека. 

6. Ту-134 
Одна катастрофа на: 1 087 600 летных часов 
Годы выпуска: 1964-1986 
Самолетов в эксплуатации: 223 
Самый массовый самолет советской гражданской авиации, до сих пор широко используемый авиакомпаниями России и стран ближнего зарубежья . Поскольку уровень шума двигателей этого лайнера не удовлетворяет западноевропейским стандартам, Ту-134 используется в основном на внутренних рейсах. Одно из самых крупных крушений произошло в августе 2004, когда разбился самолет авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», погибли все 43 человека на борту. 

7. Boeing 727 
Одна катастрофа на: 2 306 300 летных часов 
Годы выпуска: 1963-1984 
В эксплуатации: 412 
Большинство крупных авиаперевозчиков уже давно заменили старые Boeing 727 на более современные самолеты. Авиакомпания United Airlines, например, отдала один такой лайнер в Чикагский музей науки и промышленности еще в 1993 году. Однако за пределами США этот самолет по-прежнему широко эксплуатируется, особенно чартерными авиакомпаниями. Одна из авиакатастроф с этим самолетом произошла в африканском Бенине на Рождество 2003 года. Тогда погиб 151 человек. 

8. McDonnell-Douglas MD-80 
Одна катастрофа на: 2 332 300 летных часов 
Годы выпуска: 1980-1999 
Самолетов в эксплуатации: 923 
Эта модель, созданная на замену DC-9, снята с производства не так давно и по-прежнему используется американской авиакомпанией Delta, а также крупными европейскими перевозчиками, в частности Alitalia и SAS. В августе 2008 года самолет этой модели, принадлежащей испанской авиакомпанией Spanai, разбился на рейсе из Мадрида на Канарские острова, погибли 153 человека. 

9. McDonnell-Douglas DC-10 
Одна катастрофа на: 2 908 800 летных часов 
Годы выпуска: 1971-1989 
Самолетов в эксплуатации: 153 
DC-10 относится к редкому типу самолетов, чья безопасность с возрастом лишь улучшилась. Смертельные авиакатастрофы с этим лайнером в 70-х годах привели к разработке существенных изменений и улучшений в конструкции самолета. В итоге последний инцидент с погибшими произошел в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. В настоящее время самолет в основном используют грузовые и чартерные перевозчики. Последней авиакомпанией, использующей DC-10 на регулярных рейсах, является Biman Bangladesh. 

10. McDonnell-Douglas MD-11 
Одна катастрофа на: 3 668 800 летных часов 
Годы выпуска: 1990-2001 
Самолетов в эксплуатации: 187 
MD-11 оказался не слишком удачной моделью, так как имел невысокие показатели по эффективности использования топлива и другим параметрам. Тем не менее, авиакомпании Finnair и KLM по-прежнему используют эти лайнеры, но в основном для грузовых перевозок. В последний раз самолет данной модели разбился в 1999 году. Тогда MD-11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна, погибли три человека. 

Надо отметить, что составленный BusinessWeek рейтинг несколько отличается от статистики, составляемой бюро по несчастным случаям на авиатранспорте JACDEC, хотя и по версии бюро самыми аварийными за всю историю гражданской авиации являются самолеты компании Воеing.