Словарь авиатерминов и определений

Чтобы стать профессиональным командиром воздушного судна или супервайзером, бортпроводником или авиаконструктором, нужно знать все термины, связанные с авиацией. Лексика гражданской авиации помогает летному составу быстро реагировать на ситуацию, отдавать приказы и понимать инструкции.

Раздел сайта представляет собой словарь терминов гражданской авиации, аббревиатур и понятий, которыми пользуются люди, занятые в авиационной отрасли. Узнайте, как расшифровывается ВЛЭК и кто такой ЛИС, в чем разница между общим налетом и самостоятельным, а также другие определения.

СОКРАЩЕНИЯ 

АДП – аэродромный диспетчерский пункт 
АСС – аварийно-спасательные средства 
АП – авиационное происшествие 
ВКК – Высшая квалификационная комиссия 
ВЛЭК – Врачебно-летная экспертная комиссия 
ВСДП– вспомогательный стартовый диспетчерский пункт 
ВС– воздушное судно 
ВСУ– вспомогательная силовая установка 
ГА – гражданская авиация 
ГЦ – главный центр 
ДПК – диспетчерский пункт круга 
ДПП – диспетчерский пункт подхода 
ДПР – диспетчерский пункт руления 
ИАС – инженерно-авиационная служба 
ИТС – инженерно-технический состав 
КДП – командно-диспетчерский пункт 
КК – квалификационная комиссия 
ЛИП – летно-испытательное подразделение 
ЛК – летный комплекс 
МВЛ – международные воздушные линии 
МДП – местный диспетчерский пункт 
МКК – Местная квалификационная комиссия 
МП – международные полеты 
МРЛ – метеорологический радиолокатор 
НТЭРАТ – Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники 
ОВД – обслуживание воздушного движения 
ПДП – посадочный диспетчерский пункт 
ПИВП – Положение об использовании воздушного пространства 
ПМО ГА – Положение о медицинском освидетельствовании авиационного персонала гражданской авиации 
ППЛС – программы подготовки летного состава (самолета) 
ППЛСВ – программы подготовки летного состава (вертолета) 
ППП – правила полетов по приборам 
ПРАПИ – Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами 
ПВП – Правила визуальных полетов 
ПЭВМ – персональная электронная вычислительная машина 
РТС – радиотехнические средства 
САИ – служба аэронавигационной информации 
САР – специальные авиационные работы 
СВС – сверхлегкое воздушное судно 
СДП – стартовый диспетчерский пункт 
СЛА – сверхлегкая авиация 
ТО ВС – техническое обслуживание воздушного судна 
ТОиР – техническое обслуживание и ремонт 
УВД – управление воздушным движением 
УЦ – учебный центр 
УТЦ – учебно-тренировочный центр

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Бортовое пилотажно-навигационное оборудование – совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач ручного, автоматизированного, полуавтоматического и автоматического самолетовождения или вертолётовождения от взлета до посадки и выдачи информации экипажу. 
Бортпроводник – член экипажа, имеющий свидетельство, который в интересах безопасности пассажиров выполняет обязанности, порученные ему эксплуатантом или командиром воздушного судна. 
Вертолет – воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении. 
Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Воздушные суда западного производства – воздушные суда, произведенные за пределами Содружества независимых государств. 
Воздушные суда восточного производства – воздушные суда, произведенные в странах Содружества независимых государств. 
Второй пилот – пилот, имеющий действующее свидетельство и выполняющий возложенные на него функции по управлению воздушным судном, кроме функции командира воздушного судна. Исключение составляет пилот, находящийся на борту воздушного судна исключительно с целью прохождения летной подготовки. 
Высшая квалификационная комиссия (ВКК) – орган гражданской авиации , на который возложена ответственность за выдачу свидетельств авиационному персоналу и его классификацию. 
Высшее специальное авиационно-техническое образование – базовое высшее (бакалавриат) или высшее специальное (магистратура) образование по направлению или специальности. 
Грузовое воздушное судно – любое транспортное воздушное судно, кроме пассажирского воздушного судна, которое оборудовано для перевозки груза или имущества. 
Диспетчер управления воздушным движением (Диспетчер УВД) – лицо, уполномоченное обеспечить управление воздушным движением, имеющее свидетельство и действительные квалификационные отметки, соответствующие осуществляемым им правам. 
Дубликат свидетельства – свидетельство авиаперсонала, выданное повторно вместо утраченного. 
Зачет – признание альтернативного средства или полученной ранее квалификации . 
Информация SIGMET – информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов. 
Квалификация – сочетание умений, знаний и установок, требуемых для выполнения задачи на предписанном уровне 
Квалификационный блок – дискретная функция, состоящая из ряда квалификационных элементов. 
Квалификационная комиссия – полномочный орган авиакомпании (авиапредприятия, комплекса), занимающийся вопросами классификации, категорирования авиационного персонала и продлением срока действия свидетельств авиаперсонала. 
Квалификационная отметка – запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к обладателю данного свидетельства. 
Квалификационный персонал – персонал, имеющий свидетельство, подтверждающее его полномочия по выполнению ТО ВС (компонентов ВС). 
Квалификационный элемент – действия, представляющие собой задачу, которая имеет инициирующее событие и завершающее событие, четко определяющие ее границы и наблюдаемый результат. 
Командир воздушного судна (КВС) – пилот, назначенный эксплуатантом, или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна, выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета. 
Командно-летный состав (КЛС) – лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие командную (инспекторскую) летную должность. 
Командно-руководящий состав (КРС) – лица авиационного персонала, не имеющие действующего летного свидетельства и занимающие командно-руководящую должность. 
Коммерческая воздушная перевозка – полет воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов или почты за плату или по найму. 
Компонент (самолета) – составляющая часть ВС, включая укомплектованную силовую установку и (или) любое эксплуатационное (аварийное) оборудование. 
Контроль ошибок – процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний воздушного судна. 
Контроль факторов угрозы – процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угрозы и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний воздушного судна. 
Летное мастерство – постоянное принятие правильных решений с использованием глубоких знаний, навыков и установок для выполнения целей полета 
Летная проверка – процесс определения уровня знаний и умений экипажа (членов экипажа). 
Летная работа – работа, проводимая экипажем (летным составом) по выполнению полетного задания. 
Летная тренировка – процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) навыков летной работы. 
Летно-инструкторский состав (ЛИС) – лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие должность инструктора («Captain-supervisor», «check-captain» – на ВС западного производства). 
Летный состав экипажа – члены экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования.

Местная квалификационная комиссия (МКК) – полномочный орган структурных подразделений авиакомпании (авиапредприятия, комплекса), а также других подразделений, учреждений, осуществляющих организацию и проведение проверки уровня квалификации и продление сроков действия свидетельств авиаперсонала. 
НОТАМ – извещение, рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, своевременное предупреждение о которых, имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов. 
Обслуживание воздушного движения – общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное обслуживание воздушного движения, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание). 
Обслуживающий персонал экипажа – члены экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право выполнения определенных служебных обязанностей во время выполнения задания на полет, не связанных с летной эксплуатацией воздушного судна (бортпроводники, бортоператоры грузовых ВС и другие лица авиационного персонала, включенные в задание на полет). 
Общий налет – время налета в часах за период летной работы при наличии действующего свидетельства летного авиаперсонала, включая налет в авиационном учебном заведении (учебно-тренировочном центре). 
Организация гражданской авиации – авиапредприятие, аэропорт, производственный комплекс, авиационно-техническая база, авиаремонтный завод и любая организация, занимающаяся деятельностью, связанной с выполнением полетов и их обеспечением в ГА. 
Ошибка – действие или бездействие летного экипажа, которое приводит к отступлению от намерений или ожиданий организации или летного экипажа. 
Погашенное свидетельство авиаперсонала – свидетельство авиаперсонала, признанное недействительным и исключенным из реестра ВКК Госавианадзора. 
Подготовка по утвержденной программе – подготовка, осуществляемая по специальной программе и под контролем органа, утвердившего данный документ. 
Придание силы свидетельству – действие, в результате которого Государственный орган вместо выдачи собственного свидетельства признает свидетельство, выданное другим Государством, в качестве равноценного его собственному свидетельству. 
Проверяющий – лицо командно-летного, инструкторского состава, имеющее допуск к полетам на воздушном судне данного типа и включенное в состав экипажа с целью обучения, проверки профессиональной подготовки и взаимодействия членов (члена) экипажа, а также проведения инспекторской проверки соблюдения установленных правил и норм, обеспечивающих безопасность полета воздушного судна. 
Радиовещательная передача VOLMET – регулярная радиовещательная передача метеорологической информации для воздушных судов, находящихся в полете. 
Самостоятельный налет – налет пилота в часах в качестве командира воздушного судна, включая контрольно-проверочные полеты с проверяющим. 
Свидетельство авиаперсонала действительное – документ установленного образца без квалификационных или других отметок. Как и действующее свидетельство дает право его владельцу на стажировку, переучивание, курсы повышения квалификации и другие виды переподготовки. 
Свидетельство авиаперсонала действующее – документ установленного образца, дающий право его владельцу выполнять функциональные обязанности в сроки и при условиях, указанных в соответствующих разделах свидетельства. 
Свидетельство персонала – документ установленного образца, дающий право его владельцу выполнять определенные функциональные обязанности при управлении воздушным судном, управлении воздушным движением и инженерно-техническом обеспечении. 
Связист радиобюро – лицо авиационного персонала (радиооператор), осуществляющий связь по каналам радиосвязи с наземными станциями и ВС. 
Сертифицирующий персонал – квалифицированный специалист, который имеет право выписывать сертификат допуска к эксплуатации ВС или компонента. 
Система контроля качества – документально оформленные организационные процедуры и принципы, внутренний аудит этих принципов и процедур, обзор системы управления и выдача рекомендаций по повышению качества. 
Специальные авиационные работы – полет воздушного судна, в ходе которого воздушное судно используется для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, фотографирование, топографическая съемка, наблюдение и патрулирование, поиск и спасение, воздушная реклама и т. д. 
Срок действия свидетельства авиаперсонала – период времени, в течение которого авиаперсонал имеет право выполнять свои функциональные обязанности. 
Стаж летной работы – общий календарный период летной работы в должности летного состава экипажа или обслуживающего персонала экипажа (бортоператор, бортпроводник) при наличии действующего свидетельства. 
Тренажерное устройство имитации полета (ТУИП) – любой из следующих из 3-х видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета: тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа ВС, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа ВС; тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики ВС определенного класса; тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и, который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета ВС по приборам. 
Угроза – события или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции экипажа, повышают сложность эксплуатации и, которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности. 
Член летного экипажа – имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном и/или его системами в течение полетного времени. 
А-check – одна из форм оперативного ТО 
C-check – одна из форм периодического ТО ETOPS (полет увеличенной дальности самолета с двумя двигателями) – любой полет, выполняемый самолетом с двумя газотурбинными двигателями по маршрутам, на которых время полета с крейсерской скоростью при одной неработающей силовой установке от какой-либо точки маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает 60 мин. 
АТА-104 – международный стандарт, используемый для подготовки (переподготовки) инженерно-технического состава гражданской авиации. 
Captain (CPT) – командир воздушного судна западного производства. 
Captain-supervisor – командир воздушного судна западного производства, допущенный к линейной тренировке вторых пилотов. 
Check-captain (CH-CPT) – лицо авиационного персонала, имеющее действующее свидетельство пилота, допущенное к проведению полного курса теоретической, тренажерной, летной подготовки, проверки и допуска летного состава к полетам на ВС западного производства. 
First-officier (F/О) – второй пилот на воздушном судне западного производства, допущенный к самостоятельным полетам вторым пилотом в составе экипажа по категорированному минимуму.