Столкновение двух Ил-14 над Киевом

Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 августа 1957 г.
Время:  20:2
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Киев
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР Л2071
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Рейс:  126

Данные материалы подготовлены Анисимовым Семеном Леонидовичем (сыном пилота-инструктора Леонида Сандлера) и публикуются с его разрешения.

В субботу, 17 августа 1957года, начиная с 15:00 в зоне Киевской АДС бушевала гроза с ливневым дождем и порывистым ветром до 20 м/сек. В это время на подходе к Киеву находились рейсовые самолеты из Минска, Мозыря, Винницы, Львова, Станислава, Днепропетровска, Кременчуга, а так же самолет Ил-14 из Москвы под литером «ОВ» (особо важный), с находящимся на его борту Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. В связи с этим, служба движения аэропорта работала с предельным напряжением.

Принимая во внимание грозовую деятельность и ограниченное количество топлива у подлетавших рейсовых самолетов, а также с учетом подхода литерного самолета, руководитель полетов в 15:25 закрыл аэропорт «Киев» на прилет и вылет для всех рейсовых самолетов и направил их на соответствующие запасные аэродромы. Особое беспокойство в службе движения вызывал литерный самолет, так как, к моменту его подхода к аэропорту метеоусловия значительно усложнились, а его командир доложил о своем решении не уходить на запасной аэродром (Чернигов или Нежин) и продолжал следовать на Киев с расчетным временем прибытия 15:53. Выполнив команду диспетчера КДП подходить с юга, где наблюдался просвет в грозовой облачности, командир литерного самолета в 16:05 совершил благополучную посадку.

После этого погода в зоне АДС стала улучшаться, запрет на прилет и вылет самолетов был снят и на посадку стали заходить рейсовые самолеты с интервалом 1,5 – 2,0 минуты.

Но в зоне РДС, а так же по трассам на Одессу, Минск и Москву продолжали свирепствовать грозы, что значительно затрудняло вывод аэропорта из сбойной ситуации. 

Фактическая погода аэропорта «Киев» за 19:25: облачность 10/0 средняя; видимость 10 км; ветер южный 3 м/сек; атмосферное давление 740,2; t=21°C; влажность 82%.

По мере приближения стрелок часов к 20:00 – времени окончания рабочей смены в службе движения, ее персонал, после напряженной двенадцатичасовой работы, ослабил контроль за воздушной обстановкой, что вскоре привело к катастрофическим последствиям.

Из заключения комиссии по расследованию катастрофы самолетов Ил-14 Л-1360 и Л-2071: «Установленная продолжительность рабочего времени (12 часов в смену) в службе движения Киевского аэропорта не вызывается никакой необходимостью. Такая продолжительность рабочего времени вызывает у работников усталость к концу рабочего дня». 

В 19:45, на высоте 900 м, в зону Киевской АДС вошел самолет Ил-14М, регистрационный знак СССР Л-2071. Его экипаж завершал рейс №126 София-Киев, без пассажиров, имея на борту только багаж массой 519 кг для китайских спортсменов 

Состав экипажа самолета Ил-14М, СССР Л-2071:

Командир корабля – Иван Таволжанов.

Из аттестации на Таволжанова Ивана Павловича от 17 февраля 1957г. :

год рождения – 1918 г., место работы – 1-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – командир корабля самолета Ил-12; в настоящее время переучивается на самолет Ил-14; стаж летной работы – 18 лет; техника пилотирования хорошая; в полетах спокоен и уверен; общий налет – 9 540 часов; должности командира корабля соответствует и рекомендован для работы за границей.

Проверяющий - Иван Тарапунов.

Из аттестации на Тарапунова Ивана Трофимовича от 17 февраля 1957г. :

год рождения – 1922 г., место работы – 1-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – командир корабля; стаж летной работы – 15 лет; отлично знает материальную часть самолетов Ил-12, Ил-14 и грамотно их эксплуатирует; техника пилотирования отличная; выполняет работу внештатного пилота-инструктора; общий налет – 11 087 часов; освоенные типы самолетов – По-2, П-5, Ли-2, Ил-12, Ил-14; занимаемой должности соответствует. Достоин выдвижения на должность заместителя командира эскадрильи.

Бортмеханик – Андрей Кучин.

Из служебной характеристики на Кучина Андрея Ивановича от 2 марта 1957 г. :

год рождения – 1921 г., место работы – 1-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – бортмеханик; стаж летной работы – 14 лет; летных происшествий по своей вине не имеет; теоретически подготовлен достаточно; общий налет – 6 205 часов; освоенные типы самолетов – Ли-2, ТС-62, Ил-12; в настоящее время переучился в УТО на самолет Ил-14; должности бортмеханика соответствует; достоин присвоения 2-го класса бортмеханика ГВФ.

Бортрадист-инструктор – Леонид Новиков.

Из служебной характеристики на Новикова Леонида Алексеевича от 2 апреля 1957 г. :

год рождения – 1919 г., место работы – 86-й ОАО; должность – старший бортрадист летного отряда; стаж летной работы – 8 лет; отлично знает материальную часть РЭСОС самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 и грамотно их эксплуатирует; теоретически подготовлен очень хорошо.

Бортрадист – Василий Рябец.

Из досрочной характеристики на Рябца Василия Васильевича от 28 января 1957 г. :

год рождения – 1927 г., место работы – 1-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – бортрадист; стаж летной работы – 5 лет; молодой бортрадист освоивший полеты на самолете Ил-12; хорошо знает РЭСОС самолета Ил-12 и грамотно эксплуатирует; обеспечивает надежной связью в сложных условиях полета; в настоящее время переучивается на самолет Ил-14; должности бортрадиста соответствует; рекомендован для полетов за границу.

Войдя в зону АДС, Иван Таволжанов доложил диспетчеру КДП о своем местонахождении, попросил включить систему СП-50 (для тренировочного захода на посадку под шторкой), получил условия полета в коридоре и указание подходить к аэродрому на высоте малого круга. Следующая и последняя связь с самолетом Л-2071 состоялась в 19:52, когда Иван Таволжанов по просьбе командира самолета Ил-12, Л-1742 Островского, следовавшего рейсом Внуково–Одесса с внеплановой посадкой в Киеве (для взятия на борт Первого секретаря Одесского обкома КПУ Л.И. Найдека), проконсультировал его о фактической погоде от Одессы до Киева. 

Из заключения комиссии по расследованию катастрофы самолетов Ил-14 Л-1360 и Л-2071: «Диспетчер КДП А.К. Зайцев, зная о расчетном времени вхождения самолета Л-2071 в большой круг, не установил с этим самолетом связь после того, когда его расчетное время истекло. В процессе всего полета самолета Л-2071, от момента его вхождения в зону АДС и до его столкновения с самолетом Л-1360, т.е. в течение 17 минут (при установленном регламенте не больше 5-и минут) он ни разу не уточнил местонахождение самолета Л-2071».

В 19:45 из аэропорта «Киев», для выполнения тренировочных полетов, произвел взлет самолет Ил-14Г, регистрационный знак СССР Л-1360.

Состав экипажа самолета Ил-14Г, СССР Л-1360:

Пилот-инструктор Леонид Сандлер.

Из аттестации на Сандлера Леонида Михайловича от 17 февраля 1957 г. :

год рождения – 1915 г., место работы – 1-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – пилот-инструктор; стаж летной работы – 21 год; требователен к экипажам при проведении тренировок и проверок; техника пилотирования отличная; материальную часть знает хорошо и грамотно эксплуатирует; на самолетах Ли-2, Ил-12, Ил-14 летает систематически; общий налет 12 906 часов; налетал безаварийно более 3 000 000 км; освоенные типы самолетов – По-2, К-5, Сталь-3, Г-2, АНТ-35, ПС-40, ПС-43, Douglas A-20 «Boston», Ли-2, ТС-62, Ил-12, Ил-14; занимаемой должности соответствует; рекомендован на должность зам. командира 86-го ОАО или аэропорта по летной службе.

Командир-корабля-стажер Андрей Кириченко.

Из аттестации на Кириченко Андрея Ивановича от 17 февраля 1957 г. :

год рождения – 1920 г., место работы – 2-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – командир корабля самолетов Ли-2, Ил-12; стаж летной работы – 15 лет; техника пилотирования хорошая; хорошо знает материальную часть; освоенные типы самолетов – По-2, Ли-2, Ил-12; занимаемой должности соответствует; рекомендован для ввода в строй на должность командира корабля самолета Ил-14.

Бортмеханик - Александр Мишечкин.

Из досрочной аттестации на Мишечкина Александра Ивановича от сентября 1956г. :

год рождения – 1918 г., место работы – 1-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – бортмеханик; стаж летной работы – 8 лет; не имеет ни одного летного происшествия; отлично знает материальную часть; общий налет – 6 316 часов; освоенные типы самолетов – Ли-2, Ил-12; занимаемой должности соответствует; рекомендован для работы за границей.

Кроме штатных членов экипажа, в самолете Л-1360 так же находился второй пилот Александр Зиновьев. По его просьбе, он был вписан в полетное задание и взят на борт для ознакомления с тренировкой своего будущего командира корабля Андрея Кириченко.

Из аттестации на Зиновьева Александра Семеновича от 21 марта 1957г. :

год рождения – 1930г., место работы 2-ая эскадрилья 86-го ОАО; должность – второй пилот самолета Ли-2; стаж летной работы – 7 лет; материальную часть самолета Ли-2 знает хорошо и грамотно ее эксплуатирует. Успешно прошел программу ввода в строй для полетов без бортмеханика. В период лета 1956 г. летал в составе экипажа 2-х человек, т.е. без бортмеханика и без бортрадиста. 15 февраля 1957 г. закончил курсы теоретической подготовки 2-х пилотов на самолете Ил-14. Должности 2-го пилота соответствует; достоин посылки на курсы командиров кораблей самолета Ли-2.

Бортрадист экипажа самолета Л-1360 Василий Щепкин был освобожден от тренировочных полетов по согласованию с пилотом-инструктором.

Из объяснительной записки начальника Украинского территориального управления ГВФ П.С. Бебешко к заключению комиссии по расследованию катастрофы самолетов Ил-14 Л-1360 и Л-2071:

«При тренировках на самолетах Ил-14 и Ил-12 летали без бортрадистов согласно моих указаний, после получения разрешения на это от генерала Белецкого, к которому я обратился с просьбой по этому вопросу. Учитывая, что мы летаем на Ли-2 без бортрадистов в рейсовых условиях, я считал и считаю, что на самолетах Ил-12 и Ил-14 вполне можно летать без бортрадистов при тренировках за исключением случаев полетов на слетанность экипажей».

Согласно полетному заданию, пилоту-инструктору Леониду Сандлеру предстояло выполнить тренировочные полеты для ввода в строй в качестве командира корабля самолета Ил-14 Андрея Кириченко. Тренировка заключалась в полетах по кругу с посадками по системам СП-50 (под шторкой) и ОСП.

После первой посадки и пробега, самолет Л-1360 зарулил на исполнительный старт для выполнения второго полета и в 19:54 произвел взлет. Выполнив очередной полет по кругу, экипаж самолета Л-1360 доложил дежурному по полетам о подходе к четвертому развороту и, получив от него разрешение на посадку, вывел самолет на предпосадочную прямую с курсом МК=262°.

Из протокола допроса дежурного по полетам В.Ф. Светличного:

Вопрос: «Делалось ли на борт Л-1360 после взлета предупреждение о подходе самолета Л-2071?».

Ответ: «Нет, не делалось».

Из протокола допроса диспетчера КДП А.К. Зайцева в присутствии командира корабля самолета Ил-12, СССР Л-1742 тов. Островского и его второго пилота тов. Пакусина:

Вопрос к А.К. Зайцеву: «Вы предупреждали борт Л-2071 и борт Л-1742 о том, что на кругу есть тренировочный самолет?»

Ответ: «Да, предупредил, что на кругу есть тренировочный самолет».

Вопрос к командиру корабля самолета Ил-12, СССР Л-1742 тов. Островскому и его второму пилоту тов. Пакусину: «Тов. Зайцев заявил о том, что Ваш экипаж и экипаж самолета Л-2071 были им предупреждены о том, что на кругу есть тренировочный самолет».

Ответ: «Такого предупреждения мне не было, и борту Л-2071 такого предупреждения я не слышал».

Вопрос к А.К. Зайцеву: «Почему не ведутся записи разговоров с бортами ни в журнале, ни на магнитофоне?»

Ответ: «Имеется приказ командира отряда о включении магнитофона только при полете в облаках днем, в ночное время и при полетах особо важных. Журнал записи переговоров с бортами не ведется потому, что он отменен зам. командира отряда по движению».

В это время, самолет Л-2071 начал выполнять левый разворот для выхода в створ ВПП и подлетел вплотную под фюзеляж самолета Л-1360. Заметив внезапно появившийся прямо под собой самолет, экипаж самолета Л-1360 применив взлетный режим, крутым правым разворотом с набором высоты попытался уйти от столкновения, но уже было слишком поздно. На расстоянии 500 м от ДПРМ и на высоте 250 м (над домом №32 по проспекту 40-летия Октября), винт правого двигателя врезался в правую плоскость крыла самолета Л-1360, разрубив его лонжерон и топливный бак. Сильнейший взрыв сотен килограммов бензина разорвал на самолете Л-1360 топливные баки и оторвал правую ОЧК. Пылающие топливный бак, ОЧК и другие фрагменты самолета Л-1360, а также часть лопасти воздушного винта самолета Л-2071 упали на проспект 40-летия Октября и частные постройки. Лишившийся одной лопасти, разбалансированный воздушный винт сорвал с крыла самолета Л-2071 правый двигатель, который ударив в фюзеляж, своим винтом отрубил кабину экипажа между шпангоутами №11 и №13. Взорвавшись и беспорядочно падая, лишившийся пилотской кабины и двигателя, фюзеляж самолета Л-2071 рухнул на два частных жилых дома, а его кабина экипажа и правый двигатель упали во двор школы №110 по ул. Козацкая,5.

В это время экипаж самолета Л-1360, пытаясь парировать нарастающий правый крен, старался удерживать горящий самолет в воздухе, но все было тщетно, так как правой консоли крыла с элероном у самолета уже не было. Объятый пламенем, потерявший управление, но все еще с работающими двигателями, самолет Л-1360 перешел в пикирование и на удалении 4,5 км от торца ВПП врезался в трехэтажный дом по ул. Совская, 27 (с 1974 г. Краснозвездный проспект, 152А) в трехстах метрах от горящего на земле самолета Л-2071. Часы показывали 20:02.

Фактическая погода аэропорта «Киев» за 19:55: облачность 10/1, кучево-дождевая высотой 1500 м средняя и верхняя, видимость 10 км, ветер юго-западный 3 м/сек, давление 740,3, температура 21°С, влажность 86%.

В авиакатастрофе погибли все девять членов экипажей обоих самолетов. На земле погибли шесть человек, 11 человек получили тяжелые ранения, и 12 легкие ранения.

Из заключения комиссии по расследованию катастрофы самолетов Ил-14 Л-1360 и Л-2071:

«Дежурный по полетам В.Ф. Светличный преступно-халатно отнесся к своим служебным обязанностям. В.Ф. Светличный не вел наблюдение за полетом самолета Л-1360, а также не следил за самолетом Л-2071, о котором ему было известно, что он вошел в зону аэропорта».

«Дежурного по полетам тов. Светличного и диспетчера КДП тов. Зайцева отстранить от работы в службе движения и отдать под суд».

P.S.1. Реконструкция описанных событий произведена на основании изучения архивных документов Украинского территориального управления ГВФ, КГБ Украины, Генеральной прокуратуры Украины, протоколов допроса свидетелей и воспоминаний современников.

P.S.2. На основании материалов по расследованию авиакатастрофы и судебного разбирательства, суд признал виновными в столкновении самолетов диспетчера КДП А.К. Зайцева и дежурного по полетам В.Ф. Светличного, приговорив каждого из них к 10 годам лишения свободы. Спустя некоторое время, по ходатайству зам. Председателя Верховного Совета СССР, дважды Героя Советского Союза С.А. Ковпака, А.К. Зайцев и В.Ф. Светличный были амнистированы.

P.S.3. C 01.09.1957 года работники службы движения аэропорта «Киев» были переведены на работу по 8 часов в смену.

P.S.4. Освобожденный от полета на самолете Л-1360 и таким образом избежавший гибели бортрадист Щепкин Василий Антонович погиб 16-го ноября 1959 г. в авиакатастрофе самолета Ан-10, СССР 11167 при заходе на посадку в аэропорт Львов.

P.S.5. В день катастрофы Ивану Таволжанову исполнилось 39 лет. Дома его ждали приглашенные на день рождения гости и праздничный стол.

 Р.S.6. Cемьям погибших членов экипажей, которые проживали в коммунальных квартирах, были предоставлены отдельные квартиры. Неработающим женам погибших членов экипажей и их детям (до достижения 18 летнего возраста) были назначены государственные пенсии.