Ту - 154М

Ту - 154М                          ОКБ А.Н.Туполева


Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности 

Исследования усовершенствованного варианта самолета Ту-154, оснащенного более экономичным ТРДД Д-ЗОКУ, начались в 1981≈1982гг. Первоначально самолет имел обозначение Ту-164.Первый полет опытного самолета был выполнен в 1982 г.,а серийное производство началось в 1984 г. на заводе в Самаре.До появления самолета Ту-204 самолет Ту-154М был одним из самых экономичных российских пассажирских самолетов. Он является одним из немногих отечественных пассажирских самолетов, поставляемых на экспорт. 

В 1996≈1997гг. планировалось начать выпуск модификации Ту-154М-2 с использование цифрового комплекса авионики и улучшенной топливной экономичностью на 20%. В 1980-х годах в ОКБ велись работы по применению на пассажирских самолетах криогенных топлив. Были проработаны модификации Ту-154М и Ту-156М. Прошли летные испытания экспериментального самолета Ту-155. с двигателем ТРДД НК-88 работающем на криогенном топливе, жидком природном газе и метане. 
Оборудование 
Самолет оснащен обычным комплексом авионики с электромеханическими средствами индикации, разработанным отечественными КБ. В состав пилотажного комплекса входят автоматизированная система управления самолетом АБСУ-154, радионавигационная система "Омега" и система предупреждения столкновений самолетов в полете TCAS. 



Двигатели 
ТРДД Д-ЗОКУ-154 (3 х 10500 кгс) 

Уровень шума 
соответствует нормам ИКАО 

Состояние 
Выпускается серийно с 1984 г. 

Размеры 
размах крыла (м) 37,55 
длина самолета (м) 48 
высота (м) 11,4 
площадь крыла (кв.м) 202 
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 35o 
максимальная ширина фюзеляжа (м) 3,8 

Число мест 
экипаж 3 
пассажиров в кабине трех классов 152-158 
в экономическом классе 176 
максимальное 180 

Размеры пассажирской кабины 
длина (м) 27,45 
максимальная ширина (м) 3,57 
максимальная высота (м) 2,02 

Массы и нагрузки 
взлетная (т) 102 
пустого снаряженного (т) 54,8 
самолета без топлива (т) 74 
платная нагрузка (т) 18 
посадочная (т) 80 
запас топлива (т) 47000 

Летные данные 
крейсерская скорость (км/ч) 950 
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 3500 

дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 164 составляет 5200 км. 

эксплуатационный потолок (м) 10900 
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 2300