Ту - 204 ОКБ А.Н.Туполева
Пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности
К разработке среднемагистрального самолета Ту-204 приступили в 1986 г. Разработка самолета велась при тесном сотрудничестве с ведущими российскими научными центрами ? ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, НИИАО, ЛИИ и другими.Самолет имеет высокоэффективное крыло со сверхкритическим профилем и вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах консолей. В конструкции широко применяются композиционные материалы (18%).
В вертикальном оперении размещен центровочный топливный бак (емкость 2820 л), используемый для управления балансировкой в полете. Ту-204 первый российский пассажирский самолет, оснащенный электродистанционной системой управления (ЭДСУ) и способный совершать автоматическую посадку в условиях погодного минимума по категории IIIa ИКАО. Осуществление принципа "темной кабины" позволяет снизить физическую и психологическую нагрузку на экипаж. Первый опытный самолет Ту-204 с двигателями ПС-90А был построен на опытном заводе "АНТК им. А.Н.Туполева" в ноябре 1988 г.,первый полет выполнен 2 января 1989 г. Для летных и сертификационных испытаний было построено четыре самолета, еще два планера изготовили для статических и усталостных испытаний. Испытания завершились сертификацией в конце декабря 1994г. Самолет Ту-204 послужил базовой моделью для целого семейства, среди которых модификации Ту-204-100 и -200 с увеличенной взлетной массой и двигателями ПС-90А; Ту-204-120 и -220 с двигателями Роллс-Ройс RB211-535E4 и отечественной авионикой; самолет Ту-204-300 с укороченным фюзеляжем; грузовые самолеты Ту-204-ЮОС и -200С с боковой грузовой дверью размером 3,4х2,18 м. Исследовались варианты Ту-204-230 с двумя винтовентиляторными двигателями НК-93 и ТРДД ПС-90АГ, работающими на сжиженном природном газе. Один самолет был построен для обслуживания президента России.
Оборудование
Самолет оснащен отечественным цифровым комплексом авионики с шестью цветными дисплеями для вывода информации о полете и данных о работе бортовых систем и силовой установки, автоматической системой самолетовождения, встроенными средствами диагностики оборудования, цифровыми компьютерами для управления полетом в реальном масштабе времени, средствами спутниковой навигации и т.д.
Двигатели
ТРДД ПС-90А (2 х 16140 кгс)
Уровень шума
соответствует нормам ИКАО
Размеры
размах крыла (м) 42
длина самолета (м) 46,2
высота (м) 13,9
площадь крыла (кв.м) 182,4
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) 28o
максимальная ширина фюзеляжа (м) 3,8
Число мест
экипаж 3
пассажиров в кабине трех классов 168
пассажиров в кабине двух классов 196
в экономическом классе 210
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 30,18
максимальная ширина (м) 3,57
максимальная высота (м) 2,16
Массы и нагрузки
взлетная (т) 94,6
пустого снаряженного (т) 58,3
самолета без топлива (т) 79,3
платная нагрузка (т) 21
посадочная (т) 88
запас топлива (т) 24
дополн.сведения В двух нижних грузовых отсеках возможна перевозка 12 контейнеров 2АК-0.7.
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 850
дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 196 составляет 3700 км.
эксплуатационный потолок (м) 12600
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1550