Ту - 324

Ту - 324                              ОКБ А.Н.Туполева 

Пассажирский самолет для местных авиалиний. 

В июле государственная макетная комиссия одобрила проект создания 50-местного авиалайнера Ту-324. Это - этапный рубеж, после которого Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени А. Н. Туполева приступает к полномасштабному созданию самолета Ту-324. В настоящее время конструкторское бюро готовит рабочие чертежи по каркасу и самолетным системам для передачи их на серийный завод. В целом, как оценивает ход разработки нового самолета главный конструктор Валентин Дмитриев, "программа идет почти по графику".Топливная эффективность, измеряемая граммами на пассажиро-километр, у Ту-324 будет в пределах 23,6 - 24,3; по ТЗ-27. Комиссия отметила также, что пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование "может обеспечить перспективные требования к навигации, посадке, связи и управлению воздушным движением с учетом внедрения спутниковых технологий". 

Ту-324 относится к классу региональных самолетов. Россия совместно с Украиной и Узбекистаном уже создала два самолета примерно такой же размерности: соответственно Ан-140 и Ил-114. Тем не менее, специалисты считают, что возможность реализации Ту-324 на рынке воздушных перевозок имеется. Преимущество туполевской машины перед однотипными самолетами состоит в том, что Ту-324 оснащен турбореактивной силовой установкой, а на Ан-140 и Ил-114 установлены турбовинтовые двигатели. Высокая скорость как раз и позволяет Ту-324 закрепиться пока в никем не занятой нише. Финансирование проекта ведется только на деньги Республики Татарстан. Согласно последней информации с фирмы Туполева, в настоящее время "Татарстаном проплачены все подписанные договора на проектирование". Ту-324 - это первый крупный российский проект, финансируемый вне бюджета и вне программ. Он реализуется за счет отчислений от нефтяного экспорта. Впервые средства в высокотехнологичный авиационный сектор вкладываются от реализации сырьевых ресурсов. Однако ситуация и в этом сырьевом секторе российской экономики после падения мировых цен на нефть существенно осложнилась. Завершение программы разработки и постановки Ту-324 на серийное производство полностью зависит от инвестиций Татарстана. Стоимость завершения основных опытно-конструкторских работ по этому самолету оценивается в 300 - 350 млн. руб. в течение 3 - 4 лет. По оценкам специалистов, в 1998 г. потребуется 50 млн. руб., в 1999г.- 100 млн., в 2000 г. - 150 млн. и в 2001 г. - 50 млн. Планируемый объем продаж на ближнюю перспективу оценивается в 134 машины. Если финансово-экономическая среда в рамках этого проекта будет более-менее благоприятной, то на рынке воздушных перевозок можно в 2001 г. реализовать 3 машины. В последующие 6 лет можно ожидать возрастающей динамики продаж: 9, 12, 20, 30, 30, 30 машин ежегодно. При проектировании данного самолета впервые в российском авиастроении в промышленном масштабе осуществляется внедрение передовой технологии конструирования на основе нового поколения средств автоматизированного проектирования. В мировой практике такие технологии освоены только на фирмах "Боинг" и "Эрбас Индастри". По сведениям ГосНИИГА, потребность в современном самолете на 50 мест у авиакомпаний громадная. Объясняется это, прежде всего, экономическими соображениями. Так, если для полной загрузки более крупного самолета нет достаточного количества пассажиров, то авиакомпания может поставить на линию 50-местную машину. Учитывая опыт эксплуатации Ту-134, новая туполевская машина спроектирована с расчетом на более удобное размещение багажа и пассажиров. Самолет может использоваться в нескольких вариантах. По желанию заказчика салон может быть исполнен в двух- или трехклассной компоновке. Это может быть и деловой самолет с необходимыми возможностями для работы бизнесменов или государственных чиновников, с более комфортными условиями полета. Словом, как уже стало нормой для туполевской фирмы, Ту-324 замышлялся и реализуется как семейство самолетов. Самолет создан на базе уже исследованных и проверенных конструкторских решений. Так, на нем использовано прекрасное крыло самолета Ту-334, масштабированное под меньшую размерность. Вся его аэродинамика хорошо исследована. Это так называемое скоростное крыло позволяет Ту-324 развивать скорость, соответствующую числу М = 0,89 - 0,9. Самолет рассчитан на использование как отечественных, так и зарубежных двигателей. В качестве таковых можно устанавливать АИ-22 или CF34-3B1. То же справедливо и для бортового радиоэлектронного оборудования. Еще одной особенностью проекта является то, что и опытная партия машин будет производиться на серийном заводе. Поэтому на Казанский авиазавод передана вся необходимая документация для изготовления оснастки и постановки производства. Остается назвать еще некоторые из основных характеристик Ту-324. Его максимальная взлетная масса - 23,7 т, максимальная полезная нагрузка - 5,5 т. Требуемая длина взлетно-посадочной полосы -1800м. 

Двигатели 
АИ-22 или CF34-3B1 

Состояние 
На стадии разработки 

Число мест 
пассажиров в кабине двух классов 44 
в туристическом классе 50 
в VIP варианте 8-19 
максимальное 50 

Массы и нагрузки 
взлетная (т) 23,7 
платная нагрузка (т) 5,5 

Летные данные 
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 2500 

дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 44 составляет 3000 км.дальность полета с (кол-во пассажиров)и багажом (с резервами топлива) 8-19 составляет 7000 км. 

потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1800