Ту - 330 ОКБ А.Н.Туполева
Многоцелевой транспортный самолет для маршрутов средней и большой протяженности.
Ту-330 создан на базе пассажирской машины третьего поколения - реактивного лайнера Ту-204, уже сертифицированного и освоенного в серийном производстве. Использованы отработанные и доведенные до летной эксплуатации основные агрегаты и системы Ту-204, уровень унификации - 75 %. Принципиально новым элементом является только фюзеляж самолета Ту-330, а кабина экипажа, крыло, оперение, силовая установка, колеса шасси и другие системы с небольшими доработками взяты с базовой машины. Сохранена вся производственная кооперация.Самолет Ту-330 выполнен по классической для транспортной машины схеме высокоплана с грузовым люком и рампой в хвостовой части фюзеляжа, он снабжен четырнадцатиколесным семистоечным шасси, что обеспечивает эксплуатацию грузовика не только с бетонного, но и грунтового покрытия.
В обычном исполнении предусмотрено использование отечественных двигателей ПС-90А. Однако есть возможность установки и зарубежных двигателей фирм "Ролле Ройс" RB-211 и " Пратт-Уитни" PW 2240. Имеется вспомогательная силовая установка, обеспечивающая подачу электроэнергии и сжатого воздуха для бортовых систем на стоянке и в воздухе ( в случае возникновения аварийной ситуации). Учитывая условия российского Севера, предусмотрена также подача горячего воздуха по трубопроводам к двигателям, что обеспечивает их запуск при сильных морозах. Сами двигатели, кстати, размещены над землей выше, чем у Ту-204. Это снижает вероятность попадания в них посторонних предметов при работе с грунтовых полос. На базе Ту-330 могут быть созданы различные варианты, отличающиеся комплектацией оборудования и снаряжения. В частности, проработаны два военно-транспортных варианта, один из которых обеспечивает переброску 21 т груза при взлете с грунтовой ВПП на расстояние до 3 тыс. км, а другой способен перевозить на двух палубах 306 человек личного состава или 172 раненых, а на одной нижней палубе 144 парашютиста. Есть вариант летающего госпиталя с модульным медицинским и энергетическим оснащением. Дальность полета такой машины 6500 км. Самолет-танкер обеспечивает дозаправку в воздухе боевых самолетов с передачей 25 т топлива на рубеже 3000 км. Проработан также вариант морского многоцелевого самолета, который может быть применен для борьбы с. подводными лодками, разведки и патрулирования.
Оборудование
Для бортового радиоэлектронного оборудования предусмотрена возможность его дальнейшего наращивания и совершенствования. Головной разработчик комплекса - НИИАО - совместно с американской фирмой Allied Signal создали модернизированные вычислители и индикацию на новой элементной базе с применением западных технологий. В настоящее время изготовлены первые образцы модернизированного комплекса.
Двигатели
ТРДД ПС-90А (2х16140 кгс)двигатель ВСУ ТА12-60
Размеры
размах крыла (м) 42
длина самолета (м) 43,5
высота (м) 14
площадь крыла (кв.м) 177,8
Число мест
экипаж 3
Размеры пассажирской кабины
длина (м) 19,5
максимальная ширина (м) 4
максимальная высота (м) 3,55(4)
Массы и нагрузки
взлетная (т) 103,5
платная нагрузка (т) 35
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 800-850
с платной нагрузкой (т) 20 дальность с платной нагрузкой (резервы те же) 5600 км.
с платной нагрузкой (т) 30 дальность с платной нагрузкой (резервы те же) 3000 км.
эксплуатационный потолок (м) 11000
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 2200