Первый Ту-154 в Риге отдан на металлолом

Первый Ту-154 в Риге отдан на металлолом

Как умирают самолеты? Одни – в крушениях, другие – бесславной грудой вторичного сырья. Почти 10 лет назад был утилизирован первый в Латвии Ту-154. После 4 лет экспозиции самолет отдан хозяином на металлолом.

Ту-154 в Рижском музее авиации

Рижский музей авиационной техники в Латвии представляет собой один из крупнейших в Европе. Он был создан еще в 60-х на базе Клуба юных летчиков, но официально заработал в 1997 году, когда в его распоряжение была отдана часть территории Рижского международного аэропорта. Здесь находится множество интересных образцов летательной техники времен СССР. Среди них – Ту-154.

Эксплуатантом воздушного судна было Латвийское управление гражданской авиации. Этот самолет, сконструированный в 1981 году, стал первым в Риге летательным аппаратом именно этой модели.

Через десятилетие Ту-154 был передан в использование компанией Latvian airlines, а в 1996 году – в Latpass. Регулярно меняя регистрационные номера, воздушное судно совершало полеты вплоть до 2003 года, когда оно было списано ввиду выработки межремонтного ресурса. На этом закончилась летная судьба Ту-154, но он продолжил свою «карьеру» в кинематографе. Для съемок в фильмах его даже тонировали в блекло-розовую палитру.

С конца 2005 года самолет начал свою музейную жизнь. Он был передан в музей авиации имени изобретателя Фридриха Цандера в Риге. Его владельцем к тому моменту был Ефим Ратнер, который использовал музейную площадь на стоянке аэропорта Скулте для временного хранения судна.

К сожалению, в 2010 году владелец посчитал самолет нерентабельным, а потому отдал конструкцию на металлолом. 27 марта последний в Прибалтике Ту-154 был уничтожен. Его шасси установлены как экспонат в музейной коллекции.

Как утилизируют самолеты?

Когда становится очевидным факт безвременности стоянки самолета, его приходится утилизировать. Начинают разрезать «тушку» с хвоста. Печальное зрелище: двери и иллюминаторы зияют чернотой, двигатели спилены, звук бензореза бьет по ушам, а визг дюралюминия леденит душу.

«Раздевать» летательный аппарат начинают с салона – планомерно и до остова. Голый, его отдают рабочим, которые должны сделать судно транспортируемым. Фрагменты должны свободно грузиться в кузов, чтобы при перевозке их элементы не мешали дорожному движению. Расчленение летательного аппарата происходит при помощи бензореза. Самолеты имеют чрезвычайно крепкий корпус, поэтому все действия сопровождаются оглушающим треском. Остается больше 50 тонн металла.

По словам пилотов, Ту-154 весьма сложен для управления. Для освоения этой «лошадки» нужно иметь многолетнюю летную практику на более простых для пилотирования судах. В советское время для того, чтобы начать летать на «тушке», нужно было пройти длительное обучение и отлетать более сотни бортовых часов в качестве стажера, чтобы попасть в строй.

Весь процесс утилизации самолета занимает несколько недель, однако на полное уничтожение судна требуется около года с учетом строгой отчетности и паспортизации агрегатов.