Як - 40

Як - 40                           ОКБ А.С. Яковлева


Пассажирский самолет для местных авиалиний. 

К разработке самолета Як-40 в ОКБ А С Яковлева (в настоящее время авиационная корпорация "Яковлев") приступили в апреле 1965 г с целью замены на местных авиалиниях старых поршневых самолетов Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Он стал первым в мире пассажирским реактивным самолетом для местных авиалиний.Летные испытания начались в октябре 1966 г. Серийное производство началось в 1968 г на авиационном заводе в Саратове. Этот самолет стал первым отечественным самолетом, получившим сертификаты летной годности Италии и ФРГ. 

Первоначально самолет выпускался с взлетной массой 14,7 т и числом мест 27 Дальность полета составляла 710 км (с резервами топлива) Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлетной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полета. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трех двигателей, средний из которых оснащен реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полет с одним из трех двигателей. 
Пассажирские самолеты строились в различных вариантах, отличавшихся взлетной массой и нагрузкой. Кроме того, имеются следующие модификации: 
Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант; 
Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой нагрузкой в чисто грузовой конфигурации 32О0 кг; 
Як-40 "Калибровщик" - вариант для проверки работы наземных радиомаяков; 
Як-40 "Аква", "Лирос", "Метео", "Фобос" и "Шторм" самолеты-метеолаборатории; 
Як-40 - РЭО и Як-40-25 - летающие лаборатории для испытаний и проверки радиоэлектронного оборудования; 
Як-40/М-602 - летающая лаборатория для испытаний чехословацкого двигателя М-602; 
Як-40ТЛ предлагаемый вариант с двигателями Текстрон Лайкоминг LF507-1N (2Х31,1 кН, 2Х3180 кгс) и авионикой фирмы Рокуэлл Коллинз. 
В 1992 г. начались переговоры с американской двигателестрои-тельной фирмой "Текстрон Лайкоминг" о создании варианта самолета Як-40Т1- с двумя ТРДД LF507. 
Оборудование 
Пилотажно-навигационное оборудование позволяет осуществлять полет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и включает автопилот АП-40, курсовую систему ГМК-1Г, авиагоризонт ЛГБ-ЗК, магнитный компас КИ-13, два автоматических радиокомпаса АРК-9, курсоглиссадную систему посадки СП-50, радиовысотомер малых высот РВ-ЗМ. В состав радиосвязного оборудования входят командные радиостанции "Перо-11 " (Р-860-11) или радиостанции "Ландыш-5" и "Балкан-5". Установлен метеолокатор "Гроза". Экспортные самолеты отличаются по составу пилотажно-навигационного и бытового оборудования. 



Двигатели 
ТРДД Запорожского моторостроительного КБ "Прогресс" АИ-25 (3x14,7 кН, 3x1500 кгс). 

Уровень шума 
соответствует нормам ИКАО, глава 2 

Состояние 
Самолеты выпускались серийно в 1968≈1981 гг. Было построено 1011 самолетов, из которых 125 на экспорт. 

Размеры 
размах крыла (м) 25 
длина самолета (м) 20,36 
высота (м) 6,5 
площадь крыла (кв.м) 70 
диаметр фюзеляжа (м) 2,4 

Число мест 
экипаж 2-3 
в чартерном варианте 11, 16 или 20 
максимальное 24-32 

Размеры пассажирской кабины 
длина (м) 7,07 
максимальная ширина (м) 2,15 
максимальная высота (м) 1,85 
объем (куб.м) 43 

Массы и нагрузки 
взлетная (т) 16,1 
пустого снаряженного (т) 9,85 
платная нагрузка (т) 2,72 
посадочная (т) 16,1 
запас топлива (т) 3910 

Летные данные 
крейсерская скорость (км/ч) 510 
дальность полета с максимальным запасом топлива 1800 
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 1350 

эксплуатационный потолок (м) 8100 
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1250